Большую часть своих гениальных рисунков Геннадий Калиновский выполнял в черно-белой гамме. Своей первой серьезной цветной работой в книжной графике он считал «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Книга вышла в издательстве «Детская литература» в 1985 году, художнику было на тот момент хорошо за пятьдесят.
Калиновский признавался, что чувство цвета у него изначально было развито слабо. Увидеть и почувствовать дополнительные цвета и оттенки было не всегда просто. Во многом помогало ему знание элементов цветоведения и, по его словам, некоторое нахальство. И, конечно, постоянная практика и экспериментирование.
«Я шел к цветным иллюстрациям так: сначала пытался работать двумя цветами — стронцием и сиреневым. Варьировал, конечно, белила использовал, но это сочетание было основным. Но это — «костыль», а не представление мое».
К цвету он относился практически, как к одному из инструментов художника. Считал, что живописное видение построено на впечатлении, на чувствовании тона. И на правильно разработанной цветовой тональности, которая может компенсировать отсутствие цвета.
Этой цветовой тональностью Калиновский владел настолько совершенно, что нередко его абсолютно монохромная графика воспринималась в цвете. «Вот делал я книгу японских сказок — черно-белую. Зашла о ней речь с кем-то из знакомых, он говорит: как! Это же цветная книга! Показал ему — он удивился: действительно черно-белая».
К глубокой, остроумной, остро сатирический прозе Свифта черно-белая графика, по мнению художника, не подходила решительно. Рисунки к Свифту нельзя написать, считал он, их надо лепить цветом. И вылепил - широкими мазками кисти, используя все многообразие синих оттенков, от насыщенного кобальта до полупрозрачного голубого.
Работал он гуашью, заливал синим контуры и силуэты, сверху клал теплые цвета, подкрашивал цветными карандашами и белилами. «Белила «размазывают» эти карандаши и сливаются с синим контуром. Получается на свету — теплые тона, а в тени — холодные. То есть я старался соответствовать законам природы, но делал это умозрительно».
Калиновский считал, что любая история требует своего индивидуального стиля рисования. У него была разработана целая таблица разных техник, каждая из них должна была соответствовать определенному образу книги.
Решить, каким именно будет этот образ, затем скрупулезно выстроить повествование - как выстраивают сложную многоголосую партитуру - помогало безукоризненное художественное чутье.
Но в работе над Свифтом интуитивного чувства было недостаточно, материал требовал осмысления, подталкивал Калиновского на долгие размышления и поиски.
«Это книга о человеке. Ничтожен ли он, велик ли, имеет ли смысл его существование? Можно ли дать однозначное определение жизни, исчерпывающее? Я думаю, что и Свифта трудно определить однозначно.
Я и стал делать рисунки, от одного к другому находя решения, подходящие именно для данного рисунка, — не руководясь единой схемой, целевой (а с самого начала была у меня такая схема: Гулливер — норма, а все остальное аномалии. Мы от нее отказались, как от недалекого решения), полностью исключив просто развлекательность рисунка — каждый должен был иметь смысловой стержень».
Результатом своей работы Калиновский остался не совсем доволен. Посчитал, что рисунки перенасыщены жизненностью, недостаточно сдержаны для суховатого протокольного свифтовского текста.
Впрочем, к своим иллюстрациям он всегда относился критически. Ведь «...то, что сделано, что уже вышло, всегда слабее того, что возникало в воображении, что я видел, что хотел бы сделать».
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.