Найти в Дзене
Италия для меня

Что символизировали маски итальянского народного театра Комедия Дель Арте?

Оглавление

Причудливые или «простецкие» персонажи, прикрытые масками, разыгрывали спектакли прямо на улице. Бродячие труппы собирали толпы народа на улицах Венеции, Неаполя и других городов Италии.

Комедия Дель Арте (commedia dell'arte от итал.), была самым любимым развлечением публики во времена Возрождения, после эпохи мрачного Средневековья.
"Труппа Комедии Дель Арте" картина маслом неизвестного художника, около 1580 года
"Труппа Комедии Дель Арте" картина маслом неизвестного художника, около 1580 года

Что такое Комедия Дель Арте?

«la commedia a soggetto» (от итал. сценарный театр), представляло собой вид итальянского народного (уличного) театра, с представлениями без написания запланированного сценария (только ситуативная схема).

Актеры импровизировали, основываясь на краткой схеме сюжета, который по ходу игры мог меняться. Обязательным атрибутом костюмов комедиантов были красочные маски.

Ренессансная комедия феерична и скучна одновременно. Разнообразие заложено в стиле, словесных выражениях, а однообразие заключается в законах жанра, ограниченных типажами и ситуациями, наследованными от древнеримской комедии, где события развиваются в семье зажиточных горожан.

Иллюстрация площадного представления Комедии Дель Арте
Иллюстрация площадного представления Комедии Дель Арте

Площадные представления XVI века, по сути, положили основу современному театральному искусству, где возводиться культ типичным, а не индивидуальным чертам характера.

Пьес, как таковых, не было. Поэтому актеры, в импровизации, «кидали» реплики друг другу, и по ситуации, реагировали на них (иначе партнер не мог сориентироваться «по ситуации» и гибко «войти» в развивающееся действо).

Маски

В атрибутике актеров было более сотни различных красочных масок. Хотя каждая была одним из вариантов основных аксессуаров.

Им отводилась особая роль. Считалось, что, что бы ни происходило на «сцене», это сделал не актер, а маска.

Иллюстрация С.М. Эйзенштейн персонажей Комедия Дель Арте
Иллюстрация С.М. Эйзенштейн персонажей Комедия Дель Арте

Два основных театральных точках,- Венеция и Неаполь, символично разделили «личины» на две группы: «венецианскую» и «неаполитанскую».

К «Венецианским» (северным), относились Арлекин, Бригелла, Доктор и Панталоне. А к южным «Неаполитанским»,- Тарталья, Ковьелло, Пульчинелла и Скарамуш.
Персонажи относились к сословию слуг «дзанни» (Zanni)

Различие наблюдалось и в жанрах представлений. «Венецианцы» делали акцент на острую, порой, злую сатиру и народный юмор, а «южане» отдавали предпочтение трюкам и грубой буффонаде.

Какие маски носили главные персонажи

Образ Пульчинеллы возник еще до появления итальянских уличных театров.
Образ Пучинеллы
Образ Пучинеллы

Герой (слегка придурковатый крестьянский парень), был народным любимцем за веселый нрав, склонность к музицированию, рисованию. Ему прощались хитрые проделки. Маска имела гротескно длинный петушиный нос. Ее цвет не играл значимой роли.

Без Панталлоне, прототипом которому послужил древнеримский персонаж Паппус (старик), не обходилось ни одно площадное представление.

Маска, выполненная в темно коричневых тонах, имеет крючковатый нос, седые мохнатые брови и усы. Изборождена морщинами.

Арлекин, веселый юноша из Бергамо, - один из самых популярных персонажей «Дель Арте».
Иллюстрация образа Арлекино
Иллюстрация образа Арлекино

К старым панталонам и рубахе из грубой ткани, сшитых из разноцветных ромбов, прилагалась маска черного цвета с длинным носом. Со временем, она стала расписываться яркими красками (в зависимости от фантазии актера). Этот атрибут скрывал лицо забавного мошенника, о проделках которого ходили легенды.

Бригелла (первый слуга), считался партнером Арлекина, но был более жестким и пронырливым.

Поэтому черная, «заросшая» волосами маска актера, с торчащими бровями и усами, подчеркивала черты персонажа

Коломбина- женский «вариант» Арлекина. Она обладала веселым нравом и хитрым умом.

Картина Сомова "Язычок Коломбины" 1915г
Картина Сомова "Язычок Коломбины" 1915г

Девушка, всегда влюбленная в своего хозяина, украшала лицо маской в тон цветам Арлекина. Она была расписана яркими ромбами красного, желтого и синего цветов.

Влияние образов на русский театр и кинематограф

В XIX - XX веках, претерпев изменения на долгом пути становления заподноевропейских профессиональных трупп, театр дель – арте откликнулся и в русской культуре.

Так маска Арлекина, под которой скрывался слуга – шут господина, послужила прообразом «Рыжего клоуна». А «PEDROLINO» (Пьеро), трансфомировался в юношу, безответно влюбленного в невесту своего друга.

Его печальный образ характеризует белая маска с подведенными черным цветом глазами, опущенными уголками губ и слезой, изображенной под одним из глаз. Чтобы ярче себе представить персонажей, достаточно посмотреть советский фильм «Про Буратино».

А вы любите театр?