Найти тему

Как ПК игры сделали мир интересней

Оглавление

Когда-то все игры были пиксельными, двумерными и достаточно примитивными, но не уступали в увлекательности современным хитам. Как развлечение для детей смогло превратиться в такую значительную часть современной массовой культуры как игровая индустрия? Давайте подумаем о том, на сколько длинный путь проделали ПК игры от пиксельной забавы к таким серьезным AAA-проектам как Ведьмак, и как они могут повлиять на ближайшее будущее.

Есть много мнений о том, какая же игра была первой в 3д, но выяснения и споры на эту тему равноценны попыткам воевать в комментариях под политическими видео, так что лучше вспомнить о тех, которые внесли самый значительный вклад в фундамент индустрии.

Если немного напрячь память, то большая часть из вас скорее всего вспомнит такие ностальгичные вещи как DOOM и DUKE 3D. Особенно яркие впечатления мне подарила игра в DUKE по сети в школьном кабинете информатики. Да, наша школьная информатичка имела в то время свой мелкий бизнес на базе школьных ПК.

Однако большее влияние на развитие игр в тот момент оказала серия DOOM. Дело в том, что DOOM проложил путь для игр жанра FPS и невероятно популяризовал шутеры от первого лица, сделав компанию ID Software, которая его разработала, всемирно известной.

-2

DOOM не был первым их проектом, ранее они уже разработали 2D платформер Commander Keen, но я хочу рассказать не о нем. Обязательно нужно упомянуть Hovertank 3D, который действительно был одной из первых трехмерных игр, но его движек мог работать только со спрайтами и спрайтовой анимацией, то есть не имел текстур и даже намека на тени.

-3

Интересно, что вышел Hovertank в апреле 1991 и работал на движке Wolfenstein 3D engine, а сам Wolfenstein 3D вышел только 5 мая 1992, то есть примерно через год. Именно Wolfenstein стал для ID software знаковой игрой и был портирован на кучу платформ и консолей.

-4

Еще через год ID Software выкатили следующий в серии движек — DOOM Engine, первой игрой на котором и стал DOOM. Как и Wolfenstein, DOOM был портирован на множество консолей, названия некоторых я вообще впервые узнал, когда писал текст к этому видео. Примечательно, что, начиная с DOOM у ID Software появилась традиция портировать свои игры еще и на Linux.

В 1996 году та же ID Software выпускает Quake и в этот момент происходит переход от спрайтового 3D к полностью полигональным движкам. Больше полигонов — больше нагрузка на аппаратную часть, производители начинают выпускать улучшенные видеокарты. И вот тут и получается, что игры заставляют меняться рынок железа.

Как игры повлияли на рынок железа

В 1994 году появилась компания 3DFX, которая на первых порах занималась графическими чипами для игровых приставок, но достаточно быстро выпустила свой первый 3д ускоритель — Voodoo Graphics. Результаты работы этого ускорителя были значительно лучше, чем у Sony Playstation или Nintendo 64. Кстати у любителей поиграть в Diablo 2 на windows 10 возникнут проблемы, т.к. для нормальной работы Diablo на десятке нужна поддержка 3DFX Glide от той самой 3DFX. Именно Glide API была выставлена как альтернатив Direct 3D и OpenGL. Для справки Direct 3D это часть пакета Direct X, без которого сейчас не работает большая часть игр, а тогда он был только на начальной стадии разработки.

Результаты Voodoo Graphics может и были не плохими, но был один конструктивный минус. На деле Voodoo Graphics был не полноценной видеокартой, а 3D ускорителем и работал он в паре с 2D адаптером. То есть для обработки интерфейса ОС и 2D используется видеоадаптер, а при обработке 3D включался Voodoo Graphics. Выглядит неудобно правда?

-5

ATI была основана еще 1985 году и тоже не отставала, ее продукты сразу совмещали в себе функции 2D адаптера и 3D ускорителя.

А вот NVIDIA, существующая с 1993 года, зашла на рынок с адаптером NV1, совмещавшим в себе не только 2D и 3D функционалы, но еще встроенный звуковой адаптер и разъем для геймпада от Sega Saturn. Идея вроде не плохая, однако проект оказался провальным и весьма убыточным для NVIDIA.

Дело в том, что стоимость для конечного пользователя была высоковата, а некоторые особенности блока 3D-ускорителя создавали трудности при программировании движков, так что дело не пошло.

Кстати уже через год NVIDIA оправилась от ущерба и выпустила полноценный GPU Nvidia Riva 128, который не уступал конкурентам, этот продукт и вытащил фирму из долговой ямы, а вначале нулевых они вообще выкупили 3DFX interactive и как вы знаете сейчас у NVIDIA все хорошо.

В результате с появлением всех этих компаний и их продукции произошел игровой бум на ПК, консоли так же не отставали и с этого и началась война ПК-геймеров с консольщиками. Ну, наверное, с этого.

Процессоры с каждым годом становились мощнее, видеокарты производительней, а оперативной памяти больше и все это в основном из-за ПК игр, они стимулировали этот рост. Но это не все. На самом деле изменилось многое.

Новые профессии

В результате у многих людей дома появились достаточно мощные ПК, производительность которых можно было направить не только в развлекательное русло. С игровым бумом стало появляться огромное кол-во дизайнеров-любителей, доморощенных программистов и мамкиных разработчиков тех же самых игр. Хоть сейчас я и высказался немного пренебрежительно, но потом многие из таких любителей стали серьезными профессионалами. Сразу ведь не известно, как далеко мог зайти десятиклассник, скачавший фотошоп, иногда такое увлечение уходило за рамки простого любопытства и вот сегодня это уже серьезный дизайнер или аниматор. А многие гейм-дизайнеры и разработчики начинали с того, что ради интереса игрались с редактором карт для DOOM. И вот опять DOOM. Как видишь, игровая индустрия и правда повлияла на многое, она и сейчас не оставляет без своего участия многие сферы и точно повлияет на наше будущее.

-6

VR

Не так давно вышла Half-Life Alyx, у которой получилось дать многим игрокам приятный опыт взаимодействия с VR окружением. Есть мнение, что Alyx установила высокую планку качества для VR игр. Однако это не первая игра такого рода и Valve index не первое устройство виртуальной реальности.

-7

Я помню, что еще в 1999 году в одном из компьютерных магазинов смог уговорить консультанта дать мне на пять минут какой-то VR шлем, но в то время VR хорошо смотрелся только в фантастических фильмах, а не на деле. История VR началась еще в 70-х годах, технология использовалась для военных и медицинских целей. А вот история игрового VR, если вкратце, началась в 1991 году с Sega VR, провального Nintendo Virtual Boy и VirtuSphere, которая вообще представляла собой трехметровую сферу, куда как хомячка помещали пользователя.

-8

Не одна из этих систем не была успешна, а вот вышедшая в 2013 году Oculus Rift от компании Oculus VR оказалась более интересным проектом. Кстати до 2019 года техническим директором у них был Джон Кармак, это тот, который один из основателей и художник ID Software. Марк Цукерберг был так уверен в проекте Oculus Rift, что Facebook поглотил Oculus VR, когда у них на руках был еще только прототип устройства.

-9

В 2019 году появился Oculus Quest — этот полностью автономный VR шлем, игр на который уже вышло не мало. В итоге сегодня мы имеем серьезную основу для быстрого развития и распространения VR-игр, но более-менее полноценно жить у нас пока получается только в одной реальности, поэтому оставим тему VR.

Дополненая реальность/Augmented Reality

Иногда обычная реальность может казаться серой и скучной, поэтому хочется её слегка дополнить, а в этом нам на помощь приходит ARAugmented Reality или дополненная реальность.

Как мне кажется у дополненной реальности огромные перспективы. Уже сейчас AR внедряется в различных областях, не только в играх типа Pokemon GO.

-10

По сути AR свое название получил из-за того, что на привычное нам реальное окружение, путем 3D трекинга, накладывается дополнительная графика, 3D-объекты или даже интерфейсы. Потребитель пока привык воспринимать AR с помощью своих смартфонов, что по факту очень сужает поле видимости и мешает реализовывать потенциал технологии. Но есть и специализированные устройства, такие как Google Glass (проект видимо заморожен), Magic Leap, R-7 SmartGlasses и Epson Moverio. Все они представляют собой как не странно очки. Пока что даже такое специализированное оборудование далеко от идеала, поэтому яне буду рассказывать ни об одном из устройств, а смарт-очки Microsoft Hololens вообще не интересная штука.

-11

Технология дополненной реальности в целом очень интересна. Как и все вещи о которых я говорил в этой статье, AR появилась благодаря развитию игровой индустрии, но при этом может существенно изменить нашу жизнь в ближайшем будущем. Вскоре один из производителей совместит в своих очках дизайн, эргономику и производительность и наконец выпустит полноценный девайс, которым ты сможешь пользоваться. Просто представь себе, как может измениться интерфейс компьютеров и других устройств если перевести его полностью в AR. Физические мониторы больше не нужны, всю информацию можно разместить в окружающем пространстве как тебе удобно и где удобно. Вы больше не ограничены одной плоскостью и даже ввод текста в AR не проблема. Можно конечно пользоваться традиционной физической клавиатурой, но уже сейчас на рынке есть проекционные устройства.

-12

И такие интересные вещи, как TapStrap, единственное неудобство которой только в том, что чтобы ввести какой-нибудь символ нужно использовать определенное сочетание пальцев, то есть ввод осуществляется не нажатием во определенной точке на поверхности или в пространстве, а с использованием так сказать своего алфавита.

Скорее всего для улучшения качества работы и опыта взаимодействия с AR, будет использоваться алгоритм отслеживания движения зрачков. К такой технологии уже обратилась Oculus VR, когда их материнская компания Facebook поглотила стартап The Eye Tribe. Наблюдая за тем, куда смотрит пользователь, можно неплохо снизить нагрузку на аппаратную часть — просто не визуализировать те области, которых он не видит. Представь себе, сидишь ты смотришь это видео, а позади тебя Матрица еще ничего не отрендерила.

Сначала операционные системы пытались адаптироваться под сенсорные экраны, получилось далеко не идеально, но как мне кажется, очень скоро ОС буду подстраиваться под возможность работы с интерфейсами дополненной реальности. ПО с которым вы работаете можно будет использовать в AR-среде. Многие знакомы с фотошопом, вот как все может выглядеть на его примере. Каждая панель находится там, где ты ее закрепил.

Технология дополненной реальности добралась даже до шопинга. Покупаешь ты диван или кресло, выбираешь цвет и сразу оцениваешь, как оно смотрится в твоей лакшери-квартире и как вписываются габариты.

Или ходишь по Пятерочке, кладешь в тележку что тебе нужно, попутно считывая qr-коды, и вся информация о продуктах отображается в удобном виде вместе с ценой.

Ну и конечно стоит сказать, что и навигация с AR будет уже не такой как сейчас.

Если эта статья показалась Вам интересной, то не стесняйтесь ставить лайк, оставлять комментарии и делиться ей с друзьями