В конце 2020 года на российском рынке после двух лет возобновились первичные размещения акций - IPO. В октябре и ноябре 2020-го сразу 3 компании привлекли деньги на развитие, став публичными.
Рассказываем, зачем компании размещали свои акции на биржах и что стало с бумагами после IPO.
Зачем компании размещают акции на бирже: «Совкомфлот»
«Совкомфлот» - лидер по перевозке нефти и сжиженного природного газа в тяжелых ледовых условиях. Компания разместила акции для того, чтобы финансировать строительство новых судов и снизить долги.
Зачем компании размещают акции на бирже: «Самолет»
«Самолет» - один из крупнейших застройщиков Московского региона. Компания привлекла деньги для того, чтобы расширить строительство жилья.
Зачем компании размещают акции на бирже: Ozon
Ozon - №2 среди российских интернет-магазинов. Компания получила на IPO больше 1 млрд $ для инвестиций в инфраструктуру и растущий бизнес.
Как изменились цены российских акций спустя месяц после IPO
Изменение цен акций рассчитано в долларах. Так наиболее верно сравнивать, потому что компании размещались в разное время и большинство из них на иностранных биржах.
Почему результаты ІРО такие разные
По росту в первый месяц IPO Ozon стало самым успешным за всю историю в России. Но не на всех IPO удается заработать за короткий срок.
Результаты IPO зависят от бизнеса компаний, их целей и биржи, на которых они размещаются.
Почему такой результат у Ozon
Кроме того, это крупнейшее по объему размещение из трех - на сумму больше 1 млрд $. Компания размещалась на американском рынке, на площадке для IT-компаний.
К сильному росту акций на открытии торгов привело и то, что Ozon попал в самый разгар размещений технологических компаний. Теперь акции компании могут включить в популярные мировые индексы и индексные фонды - еще одна большая группа потенциальных инвесторов.
Почему такой результат у «Самолета»
Самое небольшое IPO по объему из этих трех. Основные акционеры не были готовы продать больше 5 % акций, осознавая потенциал роста бизнеса - по оценкам, рост почти в 2 раза в течение 3 лет. Небольшой объем размещения привел к относительно низкой ликвидности акций и ограниченному интересу со стороны спекулянтов. Поэтому цена акций после IPO не сильно росла и сейчас находится около уровня размещения.
Почему такой результат у «Совкомфлота»
Из-за особенностей бизнеса «Совкомфлот» - защитный актив. Когда прошло IPO, появилась вакцина от коронавируса: защитные отрасли стали менее востребованными, и внимание инвесторов перешло на акции пострадавших от пандемии бизнесов с более высоким потенциалом роста. Поэтому после размещения цена акций упала.
Что будет с компаниями дальше?
Несмотря на динамику цен акций в первый месяц после IPO, инвестиционные перспективы компаний не изменились с момента размещения. Справедливая цена и потенциал роста акций по оценкам аналитиков.
Что будет дальше с Ozon?
Ozon - это история быстрого роста бизнеса за счет развития маркетплейса. Выручка компании может вырасти в 5 раз в ближайшие 4 года из-за того, что растет рынок интернет-торговли в России и увеличивается доля лидеров отрасли.
Что будет дальше с «Самолетом»?
«Самолет» способен практически удвоить объем ежегодного строительства и продаж в ближайшие 3 года. Чистая прибыль компании может вырасти более чем в 2 раза к 2024 году.
Что будет дальше с «Совкомфлотом»
«Совкомфлот» - это ставка на участие компании в реализации масштабных нефтегазовых проектов в Арктике.
Покупка новых танкеров на деньги, полученные на IPO, приведет к расширению бизнеса и прибыли компании в ближайшие 3 года.
А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях.