Несмотря на то, что гитлеровская идеология, мягко говоря, была ужасна, настоящих сильных врагов все же нужно уважать. И обязательно необходимо чтить тех, кто с ними боролся, кто совершал настоящие подвиги.
Был у немцев ас «Люфтваффе» по имени Рудольф Мюллер – легендарная фигура. Пожалуй, один из лучших немецких лётчиков. Он родился в 1920 году, начинал службу в армии, будучи связистом. А потом стал лётчиком. И каким. Около 100 побед в воздушных боях. Впрочем, об этом стоит поговорить отдельно. И мы это сделаем. Но сначала я расскажу про дуэль в небе, неподалёку от Мурманска, в которой принял участие Мюллер.
С советской стороны в этом бою участвовал Василий Николаевич Вальцефер. Тогда это был ещё молодой лётчик, получивший в своё распоряжение британский самолёт «Харрикейн». Не самую лучшую технику, но какая была.
Однажды над аэродромом Ваенга пролетел немецкий «Мессер» - «Ме-109». Самолёт не вёл огонь. С него была сброшена записка. Немецкий ас вызывал самого смелого русского на бой.
Вызов принял лётчик Вальцефер. Он поднялся в воздух, как указывалось, на самолёте «Харрикейн». Был ли Василий самым мастеровитым лётчиком – сложно сказать. Самым смелым – вне сомнения. Ведь это вполне могло быть уловкой. Мюллер мог срезать очередью взлетающий «Харрикейн». Война бы всё списала. Враг повержен – значит, это было бы победой.
Но Мюллер был человеком честолюбивым. Не для того он сбрасывал записку, чтобы поступить подло. «Мессер» выждал, когда британский самолёт с советским пилотом уберёт шасси. После этого «Ме-109» Мюллера взмыл вверх.
Вальцефер, как он сам вспоминал, поначалу очень обрадовался: немец сам подставляется. Василий стал догонять «Мессера», но тот шёл ввысь, не меняя направления движения. Вальцефер уже был готов открыть огонь. Но «Харрикейн» затрясло в воздухе.
Надо пояснить, что это было не первое сражение «Мессера» Мюллера с самолетами указанной модели. Вероятно, Мюллер смеялся, управляя своим «Ме-109» и понимая, что советский лётчик клюнул на его уловку.
Когда положение для Вальцефера стало критичным, Мюллер развернул свою машину и дал очередь.
Советский лётчик смог посадить горящего «Харрикейна» на пузо, сам Вальцефер получил ранение. Мог бы и не выжить. Часть пуль или осколков – кто как пишет, застряла в парашюте. А Мюллер, считая дело сделанным, ушёл за горизонт.
Что случилось с советским лётчиком – история умалчивает. А вот судьба Мюллера известна. В 1943 году его сбили в небе над Ваенгой. Лётчик смог посадить самолёт, надел лыжи и планировал уйти в Норвегию. Но его поймали советские солдаты.
Мюллер на допросах говорил, что сбила его зенитка, а потом уже подоспели советские лётчики. В официальных источниках указано, что немецкого аса смог спустить с небес на землю лётчик Николай Бокий – Герой Советского Союза. Теперь уже не разобраться
Известно, что Рудольфа Мюллера отправили в лагеря, где он и сгинул. Опять же, если верить официальной версии, то ас пытался сбежать, его расстреляли. В принципе, похоже на правду, учитывая характер Мюллера. Он, скорее всего, не смог смириться с нахождением в плену.
А теперь вернёмся к победам в 100 боях:
в наше время исследователь Марданов решил сопоставить архивные документы и разобраться, не преувеличены ли заслуги Мюллера. Выводы были сделаны такие:
1. Проверить удалось 86 побед. Но не по всем ним можно сделать однозначные выводы.
2. Бесспорно, что Мюллер 20 раз выходил из боев победителем. 16 самолётов он уничтожил, а 4 только повредил.
3. 29 побед можно приписывать Мюллеру лишь условно. Где-то он действовал в составе группы, где-то нет достаточно полных сведений, чтобы уверенно говорить: Мюллер сбивал в этих боях самолёты противника.
Таким образом, можно говорить, что на счету немецкого аса 49 побед. Может, больше – но это установить нельзя.
Полсотни побед на фронтах Второй мировой – это тоже, кстати, очень сильно. Сейчас, конечно, цифры трудно визуализировать. Но можно представить, что человек пережил, как минимум, 50 боев. Напряжённых, эмоциональных. Каждый из них мог закончиться печально.