Десятки тысяч мусульман сражались на стороне нацистов во Второй мировой войне.
В разгар войны 1941-1942 годов, когда немецкие войска вошли в населенные мусульманами территории на Балканах, в Северной Африке, Крыму и на Кавказе и подошли к Ближнему Востоку и Средней Азии, Берлин начал рассматривать ислам как политически значимый. Нацистская Германия предприняла значительные попытки наладить союз с «мусульманским миром» против их предполагаемых общих врагов - Британской империи, Советского Союза, Америки и евреев.
В зонах боевых действий Германия проводила широкий спектр религиозной политики и пропаганды, чтобы продвигать нацистский режим как покровителя ислама. Еще в 1941 году вермахт распространял военное руководство «Ислам» для обучения своих солдат правильному поведению по отношению к мусульманскому населению. На восточном фронте нацистские оккупанты приказали восстановить мечети, молельные залы и медресе, ранее разрушенные Москвой, а также восстановить религиозные ритуалы и праздники, чтобы подорвать советскую власть.
Немецкие военные власти также приложили значительные усилия для привлечения сановников из ислама. Немецкие пропагандисты на восточных территориях, на Балканах и в Северной Африке пытались использовать религиозную риторику, лексику и иконографию для мобилизации мусульман. Они политизировали священные тексты, такие как Коран, а также религиозные императивы, в первую очередь концепцию джихада, чтобы разжигать религиозное насилие в политических целях.
Начиная с 1941 года, нацистская армия вермахта и полувоенные формирования СС вербовали десятки тысяч мусульман, главным образом для спасения немецкой крови. Солдаты-мусульмане сражались на всех фронтах. Представители немецкой армии предоставили этим новобранцам широкий спектр религиозных уступок, даже сняв запрет на ритуальную бойню, практику, которая была запрещена из антисемитских соображений Законом Гитлера о защите животных в 1933 года.
Существует широко распространенное предположение, что мусульмане поддерживали нацистский режим, потому что они разделяли антисемитские взгляды. Именно поэтому нацисты пытались привлечь мусульман на сторону режима.
С немецкой стороны самой важной движущей силой этой политики были прагматичные стратегические интересы. Однако в его пропаганде, особенно в арабском мире, антисемитские темы сыграли важную роль. Антисемитская пропаганда часто была связана с нападками на сионистскую миграцию в Палестину, которая стала главной темой в арабских политических дискурсах.
С мусульманской стороны нельзя делать обобщения. Некоторые из мусульманских союзников нацистского режима - в первую очередь знаменитый муфтий Иерусалима - разделяли ненависть нацистов к евреям. В зонах боевых действий, на Балканах, в Северной Африке и на восточных территориях картина более сложная. Во многих из этих регионов мусульмане и евреи веками жили вместе. А в некоторых случаях мусульмане помогали своим соседям евреям, например, укрывая их от немцев.
Связь Третьего рейха с исламом заключалась не только в том, что населенные мусульманами регионы стали частью зон боевых действий, но и, что более важно, в том, что с 1941 по 1942 год военное положение Германии ухудшилось. В Советском Союзе стратегия Гитлера «блицкриг» провалилась. Когда Вермахт оказался под давлением, стратеги в Берлине начали искать более широкие военные коалиции, демонстрируя тем самым замечательный прагматизм. Ухаживания за мусульманами заключались в умиротворении оккупированных территорий, населенных мусульманами, и в мобилизации мусульман на борьбу на стороне гитлеровских армий.
Многие из тех мусульман, которые работали с нацистским режимом, имели прагматические причины. Они верили, что нацистская Германия в 1941-1942 годах одержит победу, что она определит будущий мировой порядок и что нацисты могут помочь им освободиться, например, от британского имперского правления.
Мотивы мусульман значительно различались. У некоторых новобранцев двигала религиозная ненависть и антибольшевистский идеологический пыл. Однако в целом у мусульман часто были довольно нечестивые мотивы для вербовки.
В целом мусульмане были средством достижения цели. Нацистская политика по отношению к исламу была основана на прагматизме. Некоторые ведущие нацисты, особенно Адольф Гитлер и Генрих Гиммлер, неоднократно выражали свое уважение к исламу. Всякий раз, осуждая католическую церковь, Гитлер обычно противопоставлял ее исламу. В то время как он осуждал католицизм как слабую, женственную религию, он восхвалял ислам как сильную, агрессивную, воинственную религию. В целом, однако, именно стратегические соображения, а не идеология привели к кампании нацистской Германии по мобилизации ислама.
Гитлер уже постулировал расовую неполноценность неевропейских народов в «Майн кампф». Однако, оказавшись у власти, немецкие официальные лица проявили себя более прагматично: турки-неевреи, иранцы и арабы уже были прямо освобождены от какой-либо официальной расовой дискриминации в 1930-х годах после дипломатического вмешательства правительств Тегерана, Анкары и Каира. И во время войны немцы проявили такой же прагматизм. Каждому немецкому офицеру было ясно, что с мусульманами повсюду следует обращаться как с союзниками.
Реалии на местах отнюдь не были однозначными. В первые месяцы вторжения в СССР отряды СС казнили тысячи мусульман, ( из за их обрезания) пологая, что они были евреями. В конце концов, Рейнхард Гейдрих, начальник нацистской службы безопасности, разослал директиву, в которой оперативным группам, выполняющим операции, требовалось быть более осторожными. Однако на южных окраинах Советского Союза немецкие отряды всё ещё испытывали трудности с отличием мусульман от евреев. Более того, в Северной Африке, на Балканах и на Восточном фронте немецкие солдаты столкнулись с разнообразным мусульманским населением, включая мусульманских цыган и евреев, обращенных в ислам.