Соседи по дому №82 на улице Шаумяна в Краснодаре и предположить не могли, что скончавшийся, влачивший жалкое существование интеллигентного вида старик, ранее командовал всей авиацией Русской армии и был дружен с Петром Нестеровым.
Казак, дворянин, лётчик
В станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (ныне — Гиагинский район Республики Адыгея, РФ) в семье войскового старшины Матвея Васильевича Ткачёва, получившего в Крымскую войну 1853—1856 гг. орден Святого Георгия 4-й степени, 24 сентября (6 октября) 1885 года родился сын Вячеслав, прадеду которого, Андрию Ткачеву, за участие
22 июня 1791 года во взятии турецкой крепости Анапа грамотой Екатерины II было пожаловано потомственное дворянство.
Судьба Вячеслава была предопределена. По окончании Нижегородского кадетского корпуса, 30 августа 1904 года его зачислили юнкером на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в Константиновское артиллерийское училище. 30 июня 1906 года выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею, а летом 1908 года переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею. 6 мая 1909 года произведён в сотники.
6 сентября 1910 года сотник Ткачёв определён в Одесский кадетский корпус офицером-воспитателем. В свободное от службы время учится на пилота в открывшейся 15 июня частной авиашколе «русского итальянца», купца Артура Антоновича Анатры (1875—1942), преобразованной из военно-авиационного класса Одесского аэроклуба. Причём, военные обучались бесплатно, а со светских основатель имел коммерческую выгоду.
Получив в августе 1911 году диплом пилота, Ткачёв в октябре добивается направления на учёбу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота. Сдав экзамен на звание военного лётчика 11 декабря 1912 года, уже 5 января наступившего
1913-го он получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту.
После её расформирования, в июне 1913 года участвовал в формировании в Киеве 3-й авиационной роты и служил в её 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. 5 октября 1913 года произведён в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 года, а 12-го (25-го по новому стилю) на аэроплане «Ньюпор» (фр. Nieuport) совершает рекордный перелёт по маршруту Киев—Одесса—Керчь—Тамань—Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст, за который Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».
10 марта 1914 года подъесаул Ткачёв откомандирован в 4-ю авиароту по её формированию и в тот же день назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии.
От пилота до командующего
В начале войны Ткачёв совершал разведывательныеполёты.Возвращаясь из очередного с ценной информацией его аэроплан был обстрелян и получил пробоину масляного бака. Лётчик ногой закрыл пробоину, перелетел линию фронта и, посадив аэроплан, оперативно передал разведданные, взял в ближайшем селе коня с телегой, и вывез свой аэроплан в распоряжение части, за что Приказом от 24 ноября 1914 года №290 Армиям Юго-Западного фронта первым среди пилотов был представлен к ордену Святого Георгия IV степени. «20-го корпусного авиационного отряда Подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, 12-го августа 1914 года произвёл смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин—Бельжице—Ополе, Юзефовка—Аннаполь—Боров—Госцера—Дово—Уржендова—Красник—Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полёта и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную да него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенное важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником».
В декабре командир авиаотряда Ткачёв первым среди русских пилотов из своего нагана обстрелял немецкий аэроплан «Альбатрос» и затем неоднократно вступал в бой с вооружёнными пулемётами тяжёлыми аэропланами противника.
4 июля 1915 года Ткачёв, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.
Именно Ткачёв стал первым асом России — лётчиком, сбившим пять вражеских самолётов. 1 августа 1916 года сбитый им австрийский «Авиатик» и оба лётчика попали в руки русских, после чего он возглавил 1-ю истребительную авиагруппу.
С 3 сентября войсковой старшина — инспектор авиации Юго-Западного фронта, а 10-го награждён Золотым Георгиевским оружием «За храбрость» «За успешные разведки 19, 21 и 27 июня 1916 года, когда сведения полученные им дали возможность взять в плен до 30 тысяч человек под Берестечно…». Приказом от 20 декабря 1916 года Ткачёв — подполковник инженерных войск. 9 июня 1917-го его назначают и 26-го он вступает в должность начальника Авиарма — Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. 25 августа за боевые заслуги произведён в полковники. Тогда же для лётчиков появляется своего рода «Наука побеждать» — проанализированная боевая практика, изложенная в труде «Материалы по тактике воздушного боя».
19 ноября 1917 года, узнав о прибывшем в Ставку назначенным большевиками Верховным Главнокомандующим прапорщике Николае Васильевиче Крыленко (1885 — расстрелян 29 июля 1938), Ткачёв подал рапорт об отставке и не дожидаясь ответа убыл на фронт, оставив записку Председателю авиасовета: «Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мною стояла проблема: остаться на занимаемой должности, подчиниться самозванцу Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им своё неподчинение. ... Считаю своим нравственным долгом перед Родиной в её тяжелые дни испытаний работать, борясь всеми силами и средствами с ужасным ядом, несущимся преступниками народа и государства — большевиками ... Молю сохранить для будущей обновленной России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего мощного воздушного флота».
Белый командав
Дважды арестованный и оба раза бежавший из-под стражи Ткачёв вдекабре добрался на Кубань, и в начале 1918 года вступил рядовым в отряд полковника Кузнецова. Прикрывая в апреле переправу через Кубань главных сил под командованием бывшего командира 12-го армейского авиационного отряда, Георгиевского кавалера, ставшего
13 (27) марта генерал-майором, 30-летнего Виктора Леонидовича Покровского (1889—1922), отряд был окружен красными, и Ткачёв оказался в плену. 7 сентября большевиков выбили из Майкопа, Ткачёва освободили из Майкопской тюрьмы, и он поступил в распоряжение Кубанского Краевого правительства. По итогам его чрезвычайной миссии к гетману Павлу Скоропадскому (1873—1945), вернувшись в Екатеринодар он приступил к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. За счёт трофеев и поставок из Англии численность белой авиации росла. К маю 1919-го в 1-м Кубанском отряде было более десяти боеспособных машин, прикрывавших с неба Добровольческую армию Врангеля в боях с 10-й армией РККА.
8 мая 1919 года Ткачёва назначают начальником авиации Кавказской армии, подчинив 4-й Добровольческий авиаотряд, 4-й Донской самолетный и 47-й авиадивизион английских добровольцев, а 19-го он произведён в полковники. Менее чем через год он уже генерал-майор.
Летчики Ткачёва посеяли панику в рядах красной конницы Семёна Михайловича Будённого и Бориса Мокеевича Думенко (1888 — расстрелян большевиками 11 мая 1920). Их атаки способствовали прорыву фронта и стремительному наступлению на Царицын. 30 июня город был взят. Аэропланы Ткачёва бомбили и поливали пулемётным огнём отступающего к Камышину противника. Командир лично вылетал на задания и был ранен.
В апреле 1920 года Ткачёва назначают начальником авиации Вооруженных Сил Юга России, а 28 апреля 1920 года — начальником авиации Русской армии.
Ткачёв разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, ввёл методику подачи сигналов лётчикам с земли при помощи хорошо различимых с большой высоты разложенных белых полотнищ. А пилоты передавали донесения и приказы, сбрасывая на землю вымпелы. Радиостанции установили позднее и лишь на двух аэропланах. 22 июня 1920 года Приказом главнокомандующего №3294 одним из первых Ткачёв был награждён учреждённым 17 (30) апреля генералом Петром Николаевичем Врангелем (1878—1928) орденом Святителя Николая Чудотворца 2-й степени №7.
Кстати, по настоянию Ткачёва, появившиеся на лётном поле пьяные пилоты, были разжалованы в рядовые и переведены в пехоту.
В конце июня красная кавалерия под командованием комкора Дмитрия Петровича Жлобы (1887 — расстрелян 10 июня 1938) прорвала фронт и устремилась к Перекопу. Авиация оказалась для Врангеля спасительной силой. На рассвете 29 июня ведомые Ткачёвым 13 бомбардировщиков
DH-9 (de Havilland «Де-Хэвилленд»), произвели сброс бомб на расположение красных конников у села Вальдгейм (ныне — посёлок Колтуновский Советского района Ставропольского края РФ). Кони бросились врассыпную, опрокидывая тачанки и сбрасывая седоков. Затем лётчики, согласно донесению, «снизившись до 50 метров, пулеметным огнём совершенно разгромили красных, которые бежали». Не успели красные опомниться, как последовал следующий налёт, а затем ещё один.
30 июня красный корпус перестал существовать. Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю её историю. Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолётов против конницы.
Однако под Каховкой ткачёвцев впервые постигла неудача. Авианалёты не дали результатов. К началу сентября у Ткачёва было 30 аэропланов, в октябре осталось менее 20-и и пополнения не предвиделось. Крах был неминуем.
Ткачёв наставлял: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной».
Генерал от авиации
Сначала была Турция. Затем — Королевство Сербия и служба в инспекции авиации. В 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора... Русской армии, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации. С 1924-го по 1934 год был председателем общества воздушного флота 4-го (Греция, Румыния, Югославия) отдела Русского Общевоинского Союза (РОВС). Выйдя в отставку поселился в Нови Саде, преподавал в русской мужской гимназии. В 1937-м получил Югославское подданство. С 1938-го по 1941-й редактировал журнал Краевого Союза Русского Сокола в Югославии «Пути Русского Сокольства» и преподавал тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших военно-научных курсах генерала Николая Николаевича Головина (1875—1944). По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность». В 1941-м избран походным атаманом Кубанского казачьего Войска.
Будучи ярым антибольшевиком, отстранился от антисоветской деятельности и демонстративно не пошёл на сотрудничество с оккупировавшими Югославию войсками гитлеровской Германии. При приближении Красной Армии отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта и отправлен в Москву. 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала по ст. 58 осуждён на 10 лет лагерей. Отбыв практически весь срок, освобождён
11 февраля 1955-го.Получив гражданство СССР без права проживать в больших городах, поселился в Краснодаре. Пенсии не было. Устроился в артель инвалидов-переплетчиков «им. Чапаева», получал сущие копейки. Зато его заметки о становлении русской авиации публиковали в местных газетах. Написал книгу «Крылья России» («История Российской военной авиации 1914—1917 годов») и повесть «Русский сокол» о Петре Нестерове.
***
В 1956 году его разыскала жена. Думала, что он приедет в Париж, где она жила в доме престарелых. Он написал ей: «Мне слишком дорого далась родина, лучше ты ко мне переезжай». Воссоединения не произошло. Генерал от авиации Вячеслав Матвеевич Ткачёв умер в полной нищете и забвении 25 марта 1965 года. Похоронен на Славянском кладбище в Краснодаре. А изданные уже в новой России его мемуары, по утверждению историков, в значительной степени сфальсифицированы.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!