Найти тему

Теория без практики: почему школьникам так нужны практические занятия

Оглавление

Доля практических занятий в средней общеобразовательной школе довольно часто сжата до беспредела. Исключение составляют разве что специализированные образовательные учреждения.

Помимо отсутствия часов, проблема зачастую заключается также и в отсутствии наглядных материалов, реактивов, специального оборудования и специальных аудиторий. Ведь что такое «практические занятия»? Это не только упражнения в решении заданий, но и лабораторные работы, демонстрационные опыты, разговорные языковые практики.

Все, что остается в таких случаях детям — это читать параграфы и рассматривать картинки, надеясь, что практика не пригодится. Но без нее нельзя говорить о качестве образовательного процесса.

Практика помогает систематизировать, усваивать и углублять теорию

Изучая тот или иной материал, школьники зачастую упускают из своего внимания важные нюансы, либо вовсе не понимают многие процессы и явления. Особенно эта проблема касается естественно-научных дисциплин.

Можно бесконечно изучать картинки, смотреть обучающие фильмы, но какой в этом толк, когда, например, ученик не может узнать под микроскопом самую обычную пресноводную гидру, которая является самым популярным объектом школьного курса зоологии и проиллюстрирована в учебниках? Или как решить задачу по физике, связанную с действием какого-нибудь механизма, если не понятен на практике принцип его работы? Ведь в ряде случаев ученику без понимания этого процесса может не помочь даже отличное знание формул, в то время как задача может быть довольно простой.

Отдельно можно говорить про изучение иностранных языков, когда спустя 11 лет многие зачастую не могут связать двух слов, потому что не было практики, не был преодолен языковой барьер и нет понимания того, как говорят люди в реальности, а не в учебниках.

Практика формирует критическое мышление

У школьников, лишенных практического контакта с объектом, очень часто формируются неверные представления об его характеристиках. Даже несмотря на то, что соответствующая информация указана в учебниках.

В итоге мы получаем подобие средневекового подхода к изучению, когда человек описывает свои наблюдения не такими, какими он видит их в реальности, а делает это «по канону» — так же, как описано и показано в учебнике или статье с картинками в интернете. Но нас ведь с детства учат верить только своим глазам, а этот навык берет свое начало в том числе на практических занятиях. У ребенка должно формироваться
адекватное понимание, что текст как источник информации — вторичен.

Практика дает полезные навыки

Практические занятия всегда способствуют развитию активной познавательной деятельности, творчества и самостоятельности при выполнении различных заданий.

Как правило, большинство практических заданий, которые школьники должны выполнить индивидуально или в группе без активной помощи преподавателя, требуют от них умения работать с теоретическим материалом, пользоваться приборами и устройствами, в ряде случаев использовать творческий подход и в полной мере проявлять свои способности. Если говорить, например, о языковой практике, то она просто необходима, чтобы научиться не только хорошо владеть устной речью, но и применять весь лексико-грамматический аспект.

Практика помогает на олимпиадах

Отсутствие важных практических навыков — довольно частая причина поражений школьников на олимпиадах. Для участников регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады предусмотрен практический или устный (в зависимости от дисциплины) тур, во время которого необходимо проявить не только теоретические знания. Невыполнение его заданий грозит существенной потерей баллов, а вместе с ними и шанса получить заветные льготы при поступлении. Тем, кто серьезно готовится к этому мероприятию, нужно использовать все возможные способы, чтобы восполнить этот недостаток.

Практика помогает в профориентации

Современные школьники все раньше и раньше начинаются приступать к подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы определиться с предметами по выбору, как можно раньше им приходится выбирать и будущую профессиональную сферу. По статистике более 40% выпускников вузов работают не по своей специальности, и это не удивительно: делая свой выбор в 15-16 лет, не имея элементарных практических навыков, сложно понять, насколько подойдет та или иная профессия. Сколько ребят не стали химиками или физиками только потому, что эти области казались им бесконечной чредой скучных формул и законов. А скольким пришлось уйти из медицинских вузов из-за того, что уже даже простейшее препарирование лягушки вызывало состояние полуобморока, не говоря о более сложных и неприятных процедурах, с которыми сталкиваются специалисты.

Как гласит афоризм В. Зубкова: «Теория без практики – мертва, практика без теории – слепа». С этим сложно не согласиться. Соблюдайте баланс и используйте все возможности, чтобы получить как можно больше практических знаний!