Австрийская 45 дивизия, сформированная из земляков Гитлера, была на особом счету у Фюрера, за что, как считается, платила ему на полях сражений недюжинной отвагой. Разберёмся так ли это.
После аншлюса Австрии в 1938 году на базе 4-й австрийской дивизии немцами была сформирована 45-ая пехотная дивизия армии Третьего рейха. Во время польской кампании 1939-го года эта часть находилась на относительно спокойном южном фланге вермахта, что не позволило командованию оценить её боевой потенциал. Годом позднее, во Франции, 45-я дивизия уже проявила себя с лучшей стороны — её солдаты героически форсировали реку Эна, цепко удерживаемую союзниками. Таким образом, пройдя две европейские кампании, австрийцы, казалось, изучили все тонкости тактики блицкрига (нем. Blitzkrieg — «молниеносная война»), чтобы уже через год применить свои блестящие навыки на востоке...
Медленная молниеносная война
22 июня 1941 года в 04:00 дивизионная артиллерия именно 45-й пехотной дивизии вермахта начала обстрел Брестской крепости, а через 25 минут её солдатами начался штурм бастионов. С первых минут войны австрийцам стало ясно, что противник, переходящий то тут, то там в штыковые контратаки, оглушён, но не сломлен. Крепость, на почётный штурм которой дивизии отводилось до восьми часов, удалось взять под контроль лишь 30 июня — на девятый день войны.
Во время сражения в Брестской крепости 45-я дивизия понесла серьёзные потери: 482 человека убитыми (в том числе 32 офицера) и более 1000 ранеными. О величине потерь можно судить по тому факту, что к 30 июня 1941 года общие потери немцев на всём Восточном фронте составили 8886 человек, т.е. на штурм одной лишь Брестской крепости приходилось более 5% всех погибших!
Из боевого донесения командира 45-й дивизии генерал-лейтенанта Шлипера о занятии крепости: "Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе".
Не успев оправиться от неприятного знакомства с новым противником, солдат 45-й дивизии ждала новая напасть — им предстояло преодолеть
негостеприимные Припятские болота белорусского Полесья. Здесь, увязая в трясине и губя свои прихотливые двигатели на мелкопесчаных просёлочных дорогах, ветераны европейских кампаний с улыбкой вспоминали казавшиеся неприступными горные хребты Арденн.
Из военного дневника одного из солдат 45-й дивизии: "Так продолжалось четыре недели, через болото, грязь и пыль в сторону Гомеля… Это уже не было "продвижением", а буквально жалким ползанием по песку глубиной 40-50 см., бездонным болотам и густым лесам".
Сражаясь с белорусскими болотами, отступающими советскими частями и первыми народными мстителями, 35-й армейский корпус, в состав которого входила 45-я дивизия, сильно отстал от продвижения других немецких соединений. Это стало одной из причин, почему вермахт был вынужден замедлить наступление на Москву, ведь сначала необходимо было обезопасить наступающие части от удара с юга.
После своего невыдающегося блицкрига 45-я дивизия сумела подоспеть к штурму Киева, после чего продолжила наступать на восток. Австрийцам только предстояло покрыть себя в боях вечной славой и доказать, что любимая дивизия Фюрера всё ещё представляет собой грозную силу.
Под Ельцом били всех — от Тамерлана до Гудериана
Осенью 1941 года 45-я пехотная дивизия вермахта прибывает в район города Елец, что в 350-ти км. к югу от Москвы. В начале декабря, борясь не только с Красной Армией, но и с "генералом Морозом", немцам удаётся даже завладеть городом, который являлся важным железнодорожным узлом.
Из дневника 45-й дивизии: "От границы через Киев до Ельца в походах и боях с 22 июня по 8 декабря 1941 года было пройдено 2100 километров. А теперь ночью температура снова упала до 37 градусов ниже нуля… "
Но обживаться на занятых позициях немецким солдатам не пришлось — 6 декабря 1941 года началась советская Елецкая операция. В ходе десятидневных боёв 34-й армейский корпус, в который входила 45-я дивизия вермахта, был опрокинут, окружён и почти полностью уничтожен Красной Армией. Итоги были печальны: 12 тысяч убитыми и ранеными, тысячи рассеянных по промёрзшим русским лесам, убитый при попытке выхода из окружения генерал Кохенхаузен, а также захваченные неприятелем документы 45-й немецкой пехотной дивизии. Из этих бумаг весь Советский Союз впервые узнал о героической обороне Брестской крепости, которую летом 1941-го штурмовала любимая дивизия Гитлера.
Несмотря на разгром под Ельцом, 45-я дивизия не была расформирована, а отошла на обучение своих резервных полков и пополнение. Командовавший же ею генерал-лейтенант Фриц Шлипер 27 декабря 1941 года даже получил высший орден Третьего рейха — Рыцарский крест Железного креста!
Никогда такого не было — и вот опять!
Остаток 1941-го года и весну 1942-го потрёпанная дивизия зализывала раны, коротала досуг и готовилась к масштабному летнему наступлению вермахта. 2-й немецкой армии, куда входила 45-я дивизия, предстояло сковать силы Красной Армии под Воронежем с тем, чтобы ослабить советскую оборону южнее — Гитлер рвался к богатым нефтяным месторождениям Кавказа.
При выполнении и этой задачи 45-я дивизия не проявила чудес героизма, а наступление на данном участке захлебнулось в западной части Воронежа — город на 212 дней оказался разделён линией фронта. В феврале 1943 года в ходе советской операции "Малый Сатурн" Воронеж был освобождён, а 2-я армия вермахта попала в окружение — количество пленённых здесь немцев было больше, чем под Сталинградом! Остатки 45-й дивизии, бросив в "котле" свои склады и тяжёлое вооружение, через Ливны сумели выбраться к Орлу, чтобы вновь отойти в тыл на пополнение.
Последняя надежда
Отойдя на переформирование в район города Рыльска, любимчики Гитлера готовились к летнему сражению на Курской дуге. 45-я дивизия вошла в состав самой многочисленной 9-й армии Вальтера Моделя, которого прозвали "пожарный Фюрера" за исключительные умения восстанавливать рухнувшие участки фронта и мастерски выходить из окружений.
На начальном этапе Курской битвы немцы проводили свою наступательную операцию "Цитадель", целью которой был реванш за поражение под Сталинградом. Начавшееся 5-го июля 1943 года немецкое наступление уже через 4 дня на совещании штаба немецкого 47-го танкового корпуса было признано захлебнувшимся, а 9-я армия перешла к оборонительным боям. 12-го июля Красная Армия приступила к осуществлению контрнаступательной операции "Кутузов", в результате которой 5-го августа был освобождён город Орёл.
45-я пехотная дивизия, находясь в самом пекле Курской битвы, вновь понесла огромные потери, не оправдала надежд командования и отступила к Брянску. В этот период дивизия практически перестала существовать, а предотвратить её очередной разгром не смог даже "пожарный Фюрера". Победа на Курской дуге, к слову, ознаменовала коренной перелом в войне — локальное контрнаступление Красной Армии стало перерастать в общевойсковое наступление на запад.
Отмучались...
Остаток 1943 года 45-я дивизия провела за прикрытием отхода немецких частей к Гомелю и Речице, а в начале 1944 года окопалась в районе Бобруйска, который был объявлен Гитлером в числе прочих городом-крепостью. Это звание обязывало защитников города даже в случае полного окружения обороняться до последнего патрона. Надо ли говорить, что к этому приказу немецкие солдаты отнеслись без особого энтузиазма?
Весной 1944 года начинается планирование грандиозной операции Красной Армии "Багратион", целю которой ставился разгром группы армий "Центр" в Беларуси. 23 июня 1944 года залп из тысяч орудий ознаменовал начало этой операции, а незадачливая 45-я дивизия 9-й армии вермахта оказалась на одном из главных направлений ударов Красной Армии. Уже к исходу первой недели боёв юго-восточнее Бобруйска формируется "котёл", в который угодило 6 немецких дивизий. Попытки немцами вырваться из окружения не привели к успеху — группировка численностью в 40 000 человек была ликвидирована советскими войсками.
Из тех единичных солдат 45-й пехотной дивизии, что сумели покинуть Бобруйский "котёл", в дальнейшем будет сформирована практически полностью обновлённая 45-я гренадёрская дивизия, а ещё позже она станет именоваться 45-й пехотной дивизией народного ополчения. Это соединение какое-то время будет оказывать сопротивление Красной Армии в Польше, но, потеряв всякую боеспособность, в мае 1945 года полностью сложит оружие в Чехословакии. Вот так бесславно и завершился боевой путь земляков Фюрера.
Обязательно ставьте этой статье палец вверх, подписывайтесь на наш канал "Исторический факультет" и делитесь своим мнением в комментариях. Именно так мы понимаем, что наши статьи действительно интересны для вас!