(3 Цар. 17:8-16)
Примером, часто используемым в Библии, является прохождение через печь огненную. Только на минуту попытайтесь представить себе раскаленную добела плавильную печь. Когда металл в ней превращается в кипящую массу, сверху образуется шлак, который затем снимается. Жидкий металл очищается, а затем опускается в масло или солевой раствор. Когда металл попадает в раствор, то кажется, что он кричит в агонии. После такой обработки металл становится более прочным, более пластичным, более пригодным к применению, более ценным. Но чтобы стать таким, металлу нужно пройти через печь.
Если сегодня мы хотим что-то описать, употребляя сравнение с печью, то, пожалуй, это будет дом, семья. Библия говорит нам, каким должен быть дом: он должен основываться на супружестве, рассчитанном на всю жизнь (Мф. 19:3-9); это должно быть средоточие любви и взаимной поддержки (Еф. 5:22-33; 6:1-4). Однако, в современном обществе существует много всяческих воздействий извне, которые, кажется, так и направлены на разрушение дома. Нет уважения к святости брака, равно как и к дому и к семейным отношениям. Наши сограждане подчас пытаются навязать нам идею о том, насколько хорош развод и “свобода”. Материальное выделяется в главное по сравнению с тем, что действительно важно, как, например, брак и семья. В результате - несчастливые, разбитые, покинутые дома.
Плохо, что многие дома проходят через печь. Хорошо, что те дома, которые выстояли, пройдя через эту печь, будут крепче, лучше и ценнее.
Значение слова “Сарепта” - города, где Илия ждал указаний Бога, - “печь”, или “плавильный тигель”. Возможно, этот город был назван так, потому что неподалеку там была плавильная установка. Сарепта стала для Илии такой печью, горнилом испытаний, где ему пришлось провести еще два года, скрываясь и бездействуя. Но еще больше горнилом город Сарепта стал для маленького дома, где жил Илия (3 Цар. 17:8-34).
Давайте же поближе узнаем этот дом, его тяготы и то, как Бог помог ему.
НЕБЕСА ЗАБОТЯТСЯ О НАС
Что делал Илия после того, как высох поток Хораф?
«И было к нему [Илие] слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17:8, 9).
В тексте говорится: “Я повелел там... вдове кормить тебя”. Естественно понять эти слова так, что были сделаны соответствующие приготовления, и к моменту прихода Илии все было готово, но не так было на самом деле. Возможно, это просто значило: “Я избрал вдову, а повелю ей через тебя” (то есть, то, что произойдет в будущем, грамматически было выражено прошедшим временем).
Мы читаем: “Я повелел там женщине вдове кормить тебя”. Это дословный перевод с древнееврейского оригинала. Нам может показаться излишним употребление обоих слов: и “женщина”, и “вдова”, но не так было в древних языках. Употребление слова “вдова” подчеркивало ее беспомощность, ее уязвимость. В добавление к тому, что она женщина, у нее еще не было кормильца.
В стихе 10 говорится об ответной реакции Илии: “И встал он и пошел в Сарепту”. Илие пришлось пройти 100-150 километров по вражеской территории, где все охотились за ним, к самому центру поклонения Ваалу. Сарепта находилась на морском берегу между Тиром и Сидоном. Пройди пятнадцать минут от Сарепты, и увидишь Сидон, родной город Иезавели. Илия пошел туда беспрекословно.
“И когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова” (ст. 10). Каким образом Илия узнал, что эта женщина была именно та, которую он искал? Возможно, ему было указано свыше, но, может быть, и потому, что “она была одета, как вдова”, а также потому, что он испытал ее. В любом случае, первым, кого Илия увидел, подойдя к городу, была та, которой Бог повелел заботиться о нем. Разве не удивительны дела Божьи?
Но чем была занята вдова?
«Вот, там женщина вдова собирает дрова... У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это, и умрем» (ст. 10, 12).
В Сарепте Бог также перекрыл воду (ст. 14). Мирские писатели утверждают, что засуха распространилась вплоть до Финикии. Финикия являлась источником зла, распространившегося на Израиль; как же этой земле было не страдать вместе с Израилем!
И вот, вдова собирала дрова, готовясь к смерти. А где находился ее сын в то время, когда она собирала дрова? Возможно, он лежал в оцепенении, ожидая ее возвращения. Она думала, что это ее последний день на земле.
Чтобы добраться до Сарепты, Илие пришлось пройти сто или более опасных, горестных километров. Но когда он пришел, все оказалось еще хуже, чем он мог бы себе представить. Приходилось ли вам когда-либо переезжать или идти в новую школу или менять работу? Конечно, в мыслях вы были готовы к худшему. Вы говорили сами себе: “Все будет плохо!” Однако, когда вы попадали туда, все оказывалось еще хуже, чем вы могли вообразить. Илия, добро пожаловать в Сарепту!
Но вернемся к вдове. Я предполагаю, что она была молода. Как мы увидим, она все еще носила ребенка на руках. В то время женщины обычно выходили замуж рано и рожали детей молодыми.
Я представляю ее себе девушкой, полной жизни. Она вышла замуж и родила красивого ребенка - мальчика. Впереди была вся жизнь. Но произошла трагедия. Умер ее муж, погиб в расцвете сил. Она осталась одна с ребенком без кормильца в доме. Затем пришел голод. У нее мало что осталось из еды. Она с трудом растягивала свои скудные припасы. И вот все вышло, осталась лишь горсть муки и немного масла. Хотя по годам она была молодой, но выглядела старухой: бледная, с впалыми щеками, опустившимися чертами лица, кожа да кости. У нее не было никакой надежды, она готовилась умирать.
Давайте прервемся на какое-то время, чтобы подчеркнуть такую истину: небеса знают и небеса заботятся!
Как в Ветхом, так и в Новом Завете особенно подчеркивается, что небеса проявляют заботу ко вдовам. В Исх. 22:22 содержится заповедь: “Ни вдовы, ни сироты не притесняйте”. Во Втор. 14, 16, 24 и 26 говорится, что нужно насыщать и обеспечивать всем необходимым и пришельца, и сироту, и вдову. Вспомните, как Иисус сострадал женщине в Наине, потерявшей своего сына (Лк. 7). Большой смысл заложен в словах, взятых из той истории: “Она была вдова” (ст. 12). В Иак. 1:27 вдохновенный писатель говорит, что существенным в чистой и непорочной религии есть то, “чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях”.
Небеса были заинтересованы не только во вдовах вообще; небеса заботились о той вдове, в частности. В Лк. 4 нам объясняется то, о чем умалчивается в 3 Цар. 17. В Капернауме Иисуса призывали творить чудеса. Он ответил, что чудеса творятся не беспорядочно, а избирательно с определенными целями. Затем он проиллюстрировал эту истину следующими словами:
«По истине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4:25, 26).
Иисус сказал, что Илия был не просто послан в Сарепту ради спасения себя самого, но чтобы помочь некоей вдове. Ее избрал Бог. Бог знал о ее бедах. Бог хотел ей помочь.
Я не знаю, с какими бедами вы сталкиваетесь в своем доме в данный момент. Может быть, вы боретесь за то, чтобы быть настоящим христианским мужем или женой, христианским отцом или матерью. Или же вы, находясь в ужасно трудном положении, которое никто другой не оценит, пытаетесь в своей жизни отделить главное от второстепенного, чтобы найти достаточно времени и сил для мужа (жены) или детей. Возможно, что ваши взаимоотношения в браке ухудшились настолько, что между вами не осталось ничего, кроме штампа в паспорте и клятвы, которую вы давали перед лицом Всемогущего Бога. Может быть, в вашей семье вас заставляют разорвать связи с семьей Божьей.
Возможно, уже недели или месяцы лежат собранные в кучу счета, и вы не знаете, как сохранить крышу над головой или еду на столе. Может быть, ваше плохое здоровье вносит напряжение в отношения в доме. Возможно, вас глубоко ранили, и вы думаете, что эта рана не заживет никогда. Или вы загнаны в тупик и не знаете, что делать и как наладить отношения с детьми-подростками правильно, по-христиански. Или вы все глаза выплакали по вашим детям, которые уже выросли. Или вы думаете, что никто и нигде не сможет действительно понять, как вы себя чувствуете, и что вы переживаете.
Разве не прекрасно осознавать, что Бог знает, Бог понимает, и что Бог заботится о вас?
БОЖЬИ УСЛОВИЯ
А теперь подумайте о Божьих условиях. Небеса хотят вам помочь, но небеса могут помочь только определенному дому. В Лк. 4 говорится, что Бог выбрал эту вдову из всех вдов страны (ст. 25, 26). Может быть, Он сделал это случайно, но, как правило, чтобы сделать Свой выбор, Бог обращает внимание на характер, и, кажется, здесь именно этот случай. Обратите внимание на то, что это был за дом, который описывается в тексте.
Во-первых, это был щедрый дом
Илия сказал: “Дай мне немного воды в сосуде напиться” (3 Цар. 17:10), и вдова пошла за водой (ст. 11). Она умирала, но перед ней стоял человек, весь в пыли после долгого пути через пустыню. Она не могла отказать ему в воде.
В некоторых домах и семьях существует потребительская атмосфера, другие же рады отдать тебе последнее. Этот дом был именно таким - щедрым, дающим.
Возможно, что Иисус думал о той вдове в тот момент, когда говорил о гостеприимстве:
«Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:41, 42).
Во-вторых, это был дом, исполненный веры
Когда Илия попросил у вдовы хлеба, она сказала: “Жив Господь, Бог твой, у меня ничего нет печеного” (ст. 12). Слово “Господь” - перевод священного имени Бога. Хотя Сарепта не была в земле Ханаанской, она была рядом, и жители ее знали о Боге Израильском. И затем она сделала то, что ей велел сделать Илия, и сделала это, надо думать, потому, что он сказал, что такова была заповедь Божья. Без сомнения, вера ее в тот момент была очень маленькой, но достаточной для того, чтобы вручить свою жизнь и жизнь своего сына в руки истинного Бога.
Как-то раз, обучая и проповедуя, Иисус пришел в то место, где когда-то жила эта вдова из Сарепты. Там Он случайно встретился с некоей хананеянкой. Эта язычница бросилась к Иисусу с воплем: “Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется” (Мф. 15:22). Иисус не отвечал ей, и ученики его попытались отослать ее прочь, но она снова и снова умоляла Иисуса помочь ее дочери: “Господи! помоги мне!” (ст. 25). В конце концов, Иисус нанес ей, как казалось, оскорбление, но она сказала в ответ: “Я прошу лишь крохи Твоей власти” (ст. 26, 27). “Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему” (ст. 28). Я не знаю, как в такой языческой стране могла произрасти вера в истинного Бога, но она существовала в этой женщине, как и в той вдове из Сарепты.
И сегодня мы нуждаемся в домах, где обитает вера. Псалмопевец сказал: “Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит” (Пс. 37:5).
В-третьих, это был дом, в котором царило повиновение
Илия попросил воды. Затем мы читаем:
«И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после. Ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия» (ст. 11-15).
Чтобы это оценить, мы должны представить себе всю картину. Вдова не была иудейкой (вспомните, как она сказала: “Господь, Бог твой”). Буквально ниоткуда появляется человек, одетый в одежды пророка. Первое, что он сделал, это призвал ее оторвать свой взор от кадки и кувшина и обратить его к Богу. С точки зрения обыкновенного человека, все, что говорил этот нелепо выглядящий человек, лишено было всякого смысла. Между тем, она сделала то, что он велел ей сделать! Она была послушна.
Мы сегодня очень нуждаемся в домах, посвящающих себя исполнению воли Божьей!
В-четвертых, это был бескорыстный дом
В этом одном слове “бескорыстный” мы обобщаем все особенные качества этого небольшого дома. МакДафф писал в своей классической книге “Илия, пламенный пророк”: “Обладая верой и бескорыстием, подобных которым не так уж много в Писании, она спешит, повинуясь просьбе Илии, помочь в нужде и делится последней скудной пищей, которая есть в ее доме.
В Писаниях нам рассказывается еще об одной вдове: о бедной вдове, которая отдала Господу свои последние два гроша (Мк. 12). Сегодня, когда нас просят о помощи, мы часто неохотно отказываемся от какой-то части своего богатства, а эта вдова и вдова из Сарепты отдали все, что у них было.
Как важно быть бескорыстным! Бог мог бы благословить значительно больше домов, если бы у нас было больше бескорыстных домов, где каждый заботится не о себе, а о других в этом доме; где каждый почитает других выше себя (Фил. 2:3), где каждого больше заботит счастье других!
БОЖЬЯ НАГРАДА
Когда Илия попросил вдову из Сарепты прежде сделать опреснок для него, он передал ей Божьи слова: “Мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю” (3 Цар. 17:14). Это было Божьим обещанием для нее. А выполнил ли Бог обещание? В стихах 15 и 16 мы читаем:
«И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию».
Каждый день они опустошали кадку и кувшин. А на следующий день там было все снова, в достаточном количестве для того дня. Это было не просто лишь одно чудо, каждый день было чудо. Вот как небеса благословили этот маленький дом!
Конечно, не было большого разнообразия. Что можно сделать из муки и масла? Испечь что-нибудь. У них были лепешки и вода на завтрак, вода и лепешки на ужин. Мне вспоминается, чем мы с семьей питались во время турне по Европе все сорок пять дней. Мы поглощали огромное количество сыра, фруктов и хлеба. К концу путешествия мои три маленькие дочки сочинили песенку: “Сыр утром, сыр вечером, сыр на ужин”.
Как вы думаете, оценила ли вдова это благословение, несмотря на то, что не было особого разнообразия? Представьте ее лицо, в которое постепенно возвращались краски молодости. Но самое главное, представьте себе, как она смотрит на своего малыша, сейчас уже сильного и здорового, со смехом играющего на солнышке. И вот перед нами картина: она замешивает лепешки и поет:
Господь любит меня!
Я это знаю,
Об этом мне говорят лепешки.
Быть истинно благословенным не значит иметь все, что хочешь, а значит иметь все необходимое.
Если вы христианин, если вы именно такой человек, о каком мы только что говорили, - верующий, щедрый, богопослушный и бескорыстный - значит, у Бога тоже есть Своя награда для вас и вашей семьи. Прочтите Лк. 6:35, 38:
«...благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
Разве это не похоже на обещание, данное вдове из Сарепты? Как мы увидели, Бог сдержал Свое обещание. И сейчас Иисус говорит: “Я то же самое обещаю вам!”
Мы находим такое же обещание в Мф. 25. В стихе 34 Иисус говорит тем, которые по правую сторону Его: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира”. Почему они были так благословенны? В стихе 35 указывается одна причина: “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня”. В стихе 40 Иисус объясняет: “Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.
Что касается наших повседневных нужд, Иисус дает нам всеобъемлющее обещание: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф. 6:33). “Все” относится к тому, что есть, пить, во что одеваться и все остальное, что необходимо для жизни. Возможно, у вас не будет всего, чего вам хочется, но у вас будет все, что вам необходимо.
То, чем Бог сегодня обеспечивает нас, не является чудом, как это было в случае вдовы из Сарепты. После сотворения мира в истории человечества было три великих периода сотворения чудес, и один из них - во времена Илии и его преемника Елисея. Это не значит, что все остальное время Бог бездействовал. В остальное время Он действовал по провидению, чтобы мир, созданный Им, сам давал Его народу все необходимое. Именно так Бог действует и сегодня - не при помощи чудес, но по провидению. Пусть Бог и не творит чудес в наше время, но Он может дать и даст Своему народу все необходимое. Он обеспечит нас. Он Сам обещал нам это!
«Не бойся, ибо Я - с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пусть каждый из нас найдет в этой истории о вдове из Сарепты то, что ему близко. Бог хочет благословить каждого из нас. Тем не менее, чтобы Бог благословил нас, мы должны быть послушны Ему. Иисус вопрошал: “Что вы зовете Меня: 'Господи! Господи!' и не делаете того, что Я говорю?” (Лк. 6:46). Является ли ваша жизнь такой, какую мог бы благословить Бог?