Этот урок о Святом Духе посвящен новому и наиболее значительному ответвлению харизматического движения. Следует высказать некоторые предостережения относительно данного направления. Это движение, которое, по всей видимости, возникло в 1980-х годах, известно как “Движение знамений и чудес”, или “Движение третьей волны Святого Духа”. Первой “волной” было пятидесятническое движение, второй - харизматическое, а третье движение некоторые называют “новым движением Святого Духа, проявляющимся в знамениях и чудесах”. Многие, причастные к этому новому движению, по каким-то причинам отказались от харизматических движений прошлого, но приняли “третью волну” с распростертыми объятиями. Это предъявляет дополнительные требования к тем, кто проповедует новозаветные истины.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ АВТОРИТЕТ
Некоторые, связанные с движением “Третьей волны”, заявляют, что лично наблюдали великие чудеса. Они утверждают, что эти чудеса являются свидетельством нового выплеска силы Святого Духа в церкви двадцатого столетия. В одной из последних книг об этом движении написано, что те люди, которые не верят в чудеса Святого Духа, просто никогда их не видели. Автор книги обнародовал кое-что из своего недавнего личного опыта, чтобы оправдать свою веру в то, что Святой Дух активно творит чудеса в современной церкви. Подобное утверждение отражает принципиальную слабость харизматического движения (первой, второй или третьей волны), которое придает субъективным ощущениям большее значение, чем учению Библии. Личные ощущения или отсутствие их никогда не должны диктовать, верить нам во что-то или не верить! Христианство, как религия, без личного опыта мертво, но Святой Дух предупреждал, что христиане должны доверяться не своим ощущениям, а только “любви к истине”. В противном случае им будет послано “действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (2 Фес. 2:11, 12). Контекст этого отрывка - обсуждение “тайны беззакония”, проявляющейся по действию сатаны “силою и знамениями и чудесами ложными” (ст. 7-10). То, что творится в современном религиозном мире, возможно, и есть исполнение предостережений, о которых мы читаем в этом отрывке. Вспомним слова Господа о том, что “род лукавый и прелюбодейный ищет знамения” (Мф. 12:39). Многие с готовностью признают, что мы живем среди “рода лукавого и прелюбодейного”, и поэтому нам не следует удивляться, что сегодня нас окружают люди, жаждущие знамений, ищущие в религиозном опыте плотского удовлетворения.
Принципиальной ошибкой “Движения знамений и чудес” является элементарное непонимание назначения чудесных знамений. Автор Послания к Евреям указывал, что Бог засвидетельствовал Своих вдохновенных посланников “знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле” (2:4). Иоанн сделал сходное заявление относительно чудес Иисуса, записав: “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин. 20:30, 31).
Чудотворная деятельность в жизни Иисуса и в ранней церкви была необходима по двум причинам. Во-первых, Слово Божье должно было чудесным образом открыться через вдохновение Духа. Во-вторых, проповедовавшие Слово Божье должны были получить признание, как истинные представители Бога, благодаря совершению ими чудес. Вдумайтесь в это хорошенько, ибо “много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4:1). Единственными носителями благой вести, которым можно полностью доверять, являются “апостолы и пророки”, чье вдохновенное учение было увековечено для нас в Новом Завете. Только эти писания представляют собой основание, на котором зиждется церковь нашего Господа (Еф. 2:20). Павел говорил, что “тайна Христова... ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом святым” (Еф. 3:4, 5). Утверждать, что Господь сегодня все еще чудесным образом открывает Свое Слово людям, значит говорить, что само основание церкви все еще неустойчиво под нами, так как являются новые откровения. Истина в том, что апостолы и пророки первого столетия были единственными боговдохновенными представителями, через которых вера была “однажды передана святым” (Иуда 3). Откровения новых истин больше не нужны. Это относится и к чудесным знамениям, направленным на подкрепление Слова.
Некоторые заявляют, что Бог дал духовные дары для укрепления церкви. Они аргументируют это заявление тем, что, поскольку церковь сегодня все еще нуждается в укреплении, Бог продолжает совершать те же чудеса, которые Он совершал в первом столетии. В подобном рассуждении кроется принципиальное заблуждение. Не духовные дары, сами по себе, укрепляли церковь, а Слово Божье, открываемое через эти дары! Павел говорил пресвитерам эфесской церкви: “И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными” (Деян. 20:32).
БОЖЬЕ СЛОВО — НАИВЫСШИЙ АВТОРИТЕТ
Духовную пищу для укрепления церкви и производства плодов Духа дает Божье Слово. Так было в первом столетии, так остается и поныне. Пребывая в Иисусе и позволяя Его Слову жить в нас, мы производим много духовных плодов (Ин. 15:4-8). Относясь с уважением к Божьему Слову и соблюдая Его заповеди, мы пребываем в Его любви (Ин. 15:10). Любовь - вот в чем заключается смысл христианства.
Божье Слово и дар пророчества
Духовные дары служили божественным средством, с помощью которого Бог открывал церкви Свое Слово. В дни становления церкви братья не имели того полного откровения Божьего Слова в письменном виде, которым мы обладаем сейчас. Они полагались на то, что Божьи истины будут открываться им через апостолов и “дар пророчества”. Когда церковь собиралась вместе, Святой Дух начинал открывать Божье Слово, используя дар пророчества. Такие божественные откровения помогали церкви развивать в себе более зрелую любовь к Богу и друг к другу. Вот почему Павел призывал братьев в Коринфе: “Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать” (1 Кор. 14:1). Дар пророчества был наивысшим духовным даром, потому что через пророчествование Божье животворящее Слово передавалось для укрепления церкви.
Божье Слово и Его явленная любовь
Через дар пророчества Бог открыл Свою любовь человеку. И когда дети Божьи понимают любовь и живут по ней, церковь назидается и укрепляется духовно (1 Кор. 8:1). Таким образом, духовные дары были средством, направленным на осуществление определенной цели. Такой целью было укрепление церкви в любви. Средством достижения этой цели было Божье вдохновенное откровение, переданное и подтвержденное с помощью чудесных знамений. Павел заверил церковь, что когда будет получено совершенное (полное) пророчество (откровение Божье), то, что отчасти, прекратится (ср. 1 Кор. 13:9, 10). Иными словами, когда полное откровение истины для созидания тела Христова будет передано, дар пророчества и чудесных знамений, подтверждавших истинность Слова, отслужит свое. В то же время в главе 13 Павел указывал церкви на ее суетность. Он упрекал их в том, что они вели себя по-детски незрело; им необходимо было стать взрослыми в своей любви, оставив детство и себялюбие.
Божье Слово в силах изменить человека
Павел был уверен в том, что Божье Слово, духовное зеркало, отражающее славу Господа, в состоянии преобразить их в Его образ “от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3:18). Нацеливая внимание своих сердец на Божье Слово (а не на духовные дары), они будут видеть любовь Иисуса “как бы сквозь тусклое стекло”, пока не придет день, когда они узреют ее “лицом к лицу”. Когда настанет этот день, “[мы] познаем, подобно как [мы] познаны” (1 Кор. 13:12). И сегодня, вместо того, чтобы ревновать о чудесных дарах, к чему призывает нас “третья волна”, Павел рекомендовал бы нам Бога и Его Слово благодати, которое способно назидать нас “путем еще превосходнейшим” (1 Кор. 12:31).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тот факт, что Господь уже не открывает Свое Слово чудесным образом и не подкрепляет его знамениями и чудесами, передаваемыми через апостолов, отнюдь не означает, что Он больше не работает в Своей церкви. Упаси нас Бог прийти к такому заключению! Обетования Иисуса Своей церкви так же истинны сегодня, как и всегда. Божье дитя сегодня полагается на то Его обещание, что Его спокойное и могущественное присутствие будет с нами (Мф. 28:20). Каждый из нас может сказать с полной уверенностью: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе” (Фил. 4:13). Истинно сегодня и то, что мы “крепко утверждаемся Духом Его во внутреннем человеке”, и что Он “в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем” (Еф. 3:16, 20). “Много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5:16).
Чудесные дары первого столетия давались для того, чтобы Божий свет пролился в темный мир греха. И когда эта цель была достигнута, отпала необходимость и в чудесных дарах Святого Духа. Это не означает, что Бог лишился Своей силы, или что Он удалил Свое святое присутствие из церкви Своего Сына. Наш Бог остался тем же вызывающим благоговейный страх Богом, каковым Он всегда был, как воскликнул Иеремия: “Для Тебя нет ничего невозможного” (Иер. 32:17). “Величие могущества Его в нас, верующих” (Еф. 1:19) доступно сегодня тем, кто ходит с Ним в вере. Мы верим, что Тот же Бог, Который воздвиг Иисуса из мертвых, “восполнит всякую нужду [нашу], по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и отцу нашему слава во веки веков! Аминь” (Фил. 4:19, 20).