Очень часто, когда извещения о проведении судебного заседания не приходят вовремя, суды начинают ссылаться на то, что "это не их проблема, разбирайтесь с почтой".
Это наглая ложь. Рассмотрим обязанности судов по контролю за надлежащим извещением на примере производства по делу об административном правонарушении.
1. Контролировать правильность доставки извещений - обязанность судов.
В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Для того, чтобы использовать иные средства связи надо получить на это письменное согласие . Если вы письменно не дали согласие на извещение в виде телефонограммы , то вас так извещать не должны.
Помимо всего прочего,
1) Вы могли не понять , что говорила секретарь, из-за ее плохой дикции
2) Была плохая слышимость
Я уже писал, про "шокирующую переписку", где секретарь суда писала протоколы телефонных переговоров. Половина текста была записана с искажениями.
В Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2475-О, указано:
Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие порядок составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, не предусматривают подачу на него замечаний (статья 29.8). Вместе с тем лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при обжаловании постановления (решения) по делу об административном правонарушении (статьи 30.1 и 30.12) не лишено возможности в самой жалобе привести замечания и возражения на протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении непосредственно.
То есть текст телефонограммы может быть оспорен при подаче жалобы. Расшифровку аудиозаписи, должны производить специалисты (эксперты) с одновременным производством фоноскопической экспертизы , а секретарь, которая сообщала о заседании - заинтересованное лицо, так как в случае, если в судебном заседании придут к выводу о том, что она непонятно объяснила суть извещения, она будет привлечена к дисциплинарной ответственности.
2. Контролировать правильность доставки извещений - обязанность судов.
Несколько раз я слышал от судей в заседании, что "это не обязанность судов, сами разбирайтесь с почтой, мы за работу почты не отвечаем".
Вы не поверите - отвечают.
Согласно ст. 13.26 КоАП РФ:
Нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
А кто возбуждает дело об административном правонарушении по ст. 13.26 КоАП РФ?
Приставы. Приставы ОУПДС (обеспечения установленного порядка деятельности судов)
Федеральной службой судебных приставов в 2011 году выпущены Методические рекомендации “О порядке применения статьи 13.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях” где, помимо всего прочего указано:
Так, в Пестяковский районный отдел судебных приставов Управления ФССП России по Ивановской области (далее - Пестяковский РОСП) поступила информация от судьи Пестяковского районного суда в отношении Смирновой А.А., являющейся начальником почтового отделения.
Так ведь судьи говорят, что они вообще не должны отвечать за работу почты! А оказывается - должны! Они обязаны сообщить судебному приставу о том, что извещение доставлено с нарушениями.
3. Судьи халатно относятся к проверке соблюдения правил доставки
Вернемся к тексту ст. 13.26 КоАП РФ.
Нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений.
Какие же правила могут нарушить работники почты?
В правовой системе системе Консультант в описании статьи 13.26 КоАП РФ есть ссылка на правила:
Все правила приводить не будем - они есть в документе, который приведен в конце статьи, в качестве письменных пояснений для отмены решения, на основании, связанным с ненадлежащим уведомлением. Приведем основные, чтобы стало понятно, как суды обманывают граждан.
Согласно подпункта б) п. 32 Приказа № 234 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 N 35442)
В почтовые абонентские ящики опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
В соответствии с подпунктом а) п. 33 Приказа № 234
Вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
Коротко, последовательность действий почтовой организации (ака АО «Почта России»)
1. Получают из суда корреспонденцию (повестку, судебный акт и пр. разряда «Судебное»)
2. Осуществляют выход по адресу, опускают извещение в абонентное устройство
3. По истечении срока хранения в 7 дней, исключая праздничные дни, письменное отправление разряда судебное, отправляют обратно адресату, то есть в суд.
4. Оправляемая обратно почтовая корреспонденция должна содержать
1) Отметку о первичном выходе почтальона по адресу для доставки извещения
2) Отметка, об истечении срока хранения.
Судья, обнаружившая нарушение доставки корреспонденции разряда "Судебное" при подготовке к заседанию, обязана сообщить о правонарушении приставам ОУПДС, вынести определение об отложении заседания и повторно отправить извещения.
Что происходит на самом деле..
Работник почтового отделения попивают чаек с печеньками, в течение семи дней, пока какое-то там извещение валяется в почтовом отделении. Потом они ставят отметку об истечении срока хранения и отправляют обратно судье. Судья, не одевая мантии выносит, определение о назначении судебного заседания - все извещены надлежащим образом! А если что - не моя проблема - идите разбирайтесь с почтой. Не явился - виновен!
То есть судьи нагло врут и вводят в заблуждение лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, перекладывая контроль за соблюдением законности при доставке почтовой корреспонденции на тех, кто должен быть надлежащим образом уведомлен.
Так в Определении Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 18-КГ15-174 указано
Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания (статья 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом судебное заседание является не только процессуальной формой проведения судебного разбирательства, но и гарантией соблюдения конституционного права лиц, участвующих в деле, на судебную защиту.
Однако без надлежащего извещения участников процесса о времени и месте проведения судебного разбирательства указанная функция судебного заседания не может быть выполнена.
Поэтому без приобщения соответствующих документов к материалам дела, можно считать, что порядок вручения документов разряда судебное не соблюден и решение (Постановление) подлежит безусловной отмене.
Согласно Приложению 40 Приказа АО "Почта России" от 21.06.2022 N 230-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" ярлу возврата должен выглядеть так.
- в правой части ярлыка сделать отметку "X" ("V") в окне напротив соответствующей причины возврата;
- проставить свою должность, подпись, фамилию и инициалы.
В результате, корреспонденция возвращается без соответствующих отметок, а также без указания когда и каким должностным лицом был осуществлен выход на место, для исполнения подпункта г) п. 32 Приказа № 234, а именно б) п. 32 Приказа № 234.
Непредоставление такого документа, свидетельствует о недоказанности надлежащего вручения отправления разряда "Судебное". При этом, отсутствие в ярлыке, форма которого закреплена Приказом АО "Почта России" от 21.06.2022 N 230-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений", сведений о выходе почтальона не место не освобождает АО "Почта России" от предоставления таких данных. В тоже время отсутствие таких данных, является нарушением ст. 13.26 КоАП РФ КоАП РФ.