Слово "гений" в истории человечества несколько раз меняло свое значение, пока, наконец, не утвердилось в том, в каком мы его понимаем сейчас - как крайнюю степень таланта, сопряженную с глубоким умом и способностью реализовать свой творческий потенциал. Притом гениальность дается не в какой-то одной сфере, например, только в искусстве или литературе, гениальными бывают ученые, инженеры, врачи и т.д. То есть, по сути, не столь важно, в какой жизненной области гений проявляет себя.
Также мы знаем, что бывают универсальные гении, которые достигают сияющих вершин в разных областях человеческой деятельности. Ярчайший пример - Леонардо да Винчи.
Откуда берется гениальность? Отбросим поэтические, романтические и мистические причины типа "поцелованный Богом" или "дар небес". Такой подход, если подойти к нему рационально, говорит только об одном - тайну гениальности на уровне сознания невозможно разгадать, ее надо просто принять, как факт. Гений, с этой точки зрения, как бы находится между двумя мирами, ему открыто то, что недоступно другим, это проводник между обыденностью и чем-то сверхъестественным. Благодаря своим качествам гений может донести до остальных людей какие-то моменты абсолютного знания. Но и эти моменты Абсолюта для человечества - грандиозный прорыв в понимании мира и себя.
Попытки понять гениальность с точки зрения науки неизбежно связывают ее с понятиями "одаренность" и "талант", а главное - с понятием "способности". Каждый человек обладает способностями, которые может как утерять, так и развить. У некоторых людей некоторые способности развиты очень хорошо, потому им передались соответствующие гены, или так сложились нервные, нейронные и прочие связи в его организме. Если человек - гений, одаренность и талант у него зашкаливают. Это встречается редко.
Мы привыкли разбрасываться словом "гений", называя так порой любого одаренного человека. Мы не правы.
Биологический подход к гениальности объясняет этот феномен удачным сочетанием генов, которые в совокупности создали то, что создали - гения. Эти сочетания, скорее всего, результат случайности или мутации, и такое происходит крайне редко. Социальный подход связывает появление гения с влиянием социальной среды, которая способствовала сверхразвитию одаренности. Я скептически отношусь к этой теории, так как вообще не знаю гениев, которые бы воспитывались и жили в таких вдохновляющих условиях. Наоборот, возникает ощущение, что среда делала все, чтобы помешать гению проявить себя.
Есть еще психологический подход, согласно которому гениальность - это неординарность, связанная с особенностями психики.
С этим связана и психопатологическая концепция гениальности. Она очень популярна сейчас. Согласно ей гений - это, по сути, человек с психическими отклонениями, сбой в обычной матрице сознания, анормальность. Однако это отклонение от нормы в положительную сторону, когда умственные способности не слабеют, а наоборот, обретают мощь, недоступную обычным людям. Точно также в сторону максимального проявления развиваются и креативность гения, его таланты.
Положительные аномалии крайне редки. Поэтому и гениев в истории человечества не так много.
Читайте еще на моем канале:
Мой старый шуточный пост из ЖЖ про зайчика в философском контексте
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
В другом моем блоге:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Из блога мужа:
Любимые советские артисты в шаржах Юрия Богатырева