Найти тему
Круто об искусстве

Не экспрессионист.

Кес ван Донген "Красная танцовщица", 1907-1908. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.
Кес ван Донген "Красная танцовщица", 1907-1908. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.

"В синей робе, в сандалиях на босу ногу, с рыжей бородой, украшенный трубкой и улыбкой".

Так описывал Ван Донгена журналист Доржелес в первой половине ХХ столетия.

Корнелис Теодор Мари Ван Донген (Кес Ван Донген) родился в 1877 году и прожил доооолгую жизнь - 91 год.

Около 1900 года он поселился на Монмантре, где вместе с Пикассо рисовал портреты на улице, иллюстрировал сатирические журналы, иногда продавал газеты и разгружал овощи.

Он работал рядом с Анри Матиссом, Андре Дереном и Альбером Марке. Критик Луи Воксель (тот самый, который назвал Матисса и Ко фовистами, т.е дикими, хищниками) писал, что живопись Ван Донгена есть "низвергающаяся оргия света, жара, цвета".

Сам художник гордился тем, что эпатирует публику (когда позирует проститутка - это не удивительно, а вот красный жирный мазок вместо рта или носа, зеленый отблеск на щеке или синий рефлекс на рыжих волосах - неожиданно, для зрителей, не для ван Донгена, но обо всем по порядку).

А еще он выставлялся совместно с немецкими экспрессионистами из "Синего Всадника" отчего художника нередко причисляют к экспрессионистам.

И сейчас нужно было бы сказать, что Ван Донген мастер особенный, стоящий особняком и так далее, и тому подобное, но я так говорить не буду. Потому что ЭТО НЕ ТАК. Ван Донген не лучше и не хуже других, он - ПРОСТО ХОРОШИЙ ХУДОЖНИК, сейчас употреблю грубое слово, СТАНДАРТ для живописи начала ХХ века, с ее стремлением к формальным новациям.

Более того, его поздние работы 1950х годов напоминают эксперименты 1900х. Стагнация? - не совсем. Да, он лишился юношеской дерзости и смелости (потому что то, что ух и ах что такое для начала ХХ века есть не более чем соринка для поствоенного искусства уже новой постмодернистской эпохи), но ему, уже довольно не молодому мужчине и давно состоявшемуся художнику, было не к чему экспериментировать и поражать, ведь он и так пользовался сумасшедшей популярностью - стабильность (ему заказала портрет сама Бреджит Бордо).

Кес ван Донген "Дама в черной шляпе", 1908. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.
Кес ван Донген "Дама в черной шляпе", 1908. Эрмитаж, Главный Штаб, Петербург.

Главное, что необходимо понять - Кес Ван Донген НЕ ЭКСПРЕССИОНИСТ, никогда им не был и приравнивать его к этому направлению не совсем, скажем так, справедливо. Два пункта, только ДВА пункта:

1️⃣ Экспрессионизм - ЧИСТО РЕГИОНАЛЬНОЕ явление с более менее распознаваемыми границами (начало ХХ века и до Первой Мировой Войны). Все остальное - ПРИЕМЫ и МЕТОД экспрессионизма.

2️⃣ Экспрессионизм отразил в искусстве стадии разложения и распада как духа, так и формы, по сути, оставаясь утопическим (читай, романтическим) миропониманием, нацеленным на преобразование человека и мира посредством своего искусства (смотри, ранний Отто Дикс или Эрнст Людвиг Кирхнер, например).

Кес Ван Донген - ФОВИСТ С ПРИЕМАМИ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Ибо он есть железобетонный хранитель любви к интенсивному цвету (читай, до конца жизни; для экспрессионизма цвет - один из маркеров, гораздо важнее для них линия (контур) и изломанная/деформированная/угловатая форма).

Ван Донген всегда был верен классическим корням фовизма, НИКОГДА не превращая картину в живописную абстракцию, НАВСЕГДА оставаясь верным предмету. Он пользовался исключительно чистым цветом, выдавленным из тюбика и положенным прямо на холст размашистыми, широкими, резкими (моторика руки как нервный тик) мазками.

И если экспрессионисты создавали цветовые контрасты, чтобы более эффективно эмоционально воздействовать на зрителя (обведенные жирным черным контуром горы Кирхнера, голубые, с проблесками розового и кроваво-красного усиливают ощущение тотальной угрозы миру, природе от человека или человеку от природы, сейчас это не столь важно).

Фрагмент
Фрагмент

То ван Донген ловко использовал НАУКУ О ЦВЕТЕ (интенсивность красной юбки поддерживает маленькое пятнышко зеленого - дополнительного цвета - на подвязке). Именно поэтому его колористическая гамма не раздражает глаз, хотя она и кричит, пылает, горит - одним словом, живет своей жизнью.

И именно поэтому, несмотря на всю красочную дерзость, художник умел быть и нежным (зеленый рефлекс цвета плаща на подбородке выявляет всю теплоту розового тона).

Фрагмент
Фрагмент

Оставив Монмантр в 1908 году и перебравшись в центр Парижа Ван Донген стал известным портретистом. Острым, гротескным и всегда с огромными нараспашку глазами (отличительная черта его портретов).

И если для экспрессионизма было важно отразить разлом (личности, человека, духа, души, формы, цвета, линии - всего) - как рапирой ткнуть зрителя если не в самое сердце, то уж куда-нибудь, чтобы снять с глаз пелену, ведь и Дикс, и Кирхнер, и иже с ними еще в начале ХХ века предвосхитили многие будущие катастрофы эпохи.

То для ван Донгега, как и для фовизма в целом, важен цвет, т.е ЖИВОПИСЬ. Человек или предмет есть повод к экспериментированию. Никаких экспрессионистских аллегорий и сложных подтекстов. Да, танцовщица, да, наверняка, не самых высоких нравов - но это просто фиксация времени, не обличительная, не осуждающая, но и не комплиментарная. ПРОСТО ФИКСАЦИЯ ВРЕМЕНИ. Потому что главное есть ЦВЕТ и сама живопись.

Поэтому такой упор на глаза.

Да, конечно, они есть зеркало души, но они и то, чем зритель смотрит - и зрителю надо, необходимо смотреть, смотреть нараспашку, чтобы увидеть всю эстетически выверенную вакханалию цвета (и немного мазка).

Грациозно, элегантно, гармонично (все то, что нельзя сказать об экспрессионистах).

-5
-6
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм