"В синей робе, в сандалиях на босу ногу, с рыжей бородой, украшенный трубкой и улыбкой".
Так описывал Ван Донгена журналист Доржелес в первой половине ХХ столетия.
Корнелис Теодор Мари Ван Донген (Кес Ван Донген) родился в 1877 году и прожил доооолгую жизнь - 91 год.
Около 1900 года он поселился на Монмантре, где вместе с Пикассо рисовал портреты на улице, иллюстрировал сатирические журналы, иногда продавал газеты и разгружал овощи.
Он работал рядом с Анри Матиссом, Андре Дереном и Альбером Марке. Критик Луи Воксель (тот самый, который назвал Матисса и Ко фовистами, т.е дикими, хищниками) писал, что живопись Ван Донгена есть "низвергающаяся оргия света, жара, цвета".
Сам художник гордился тем, что эпатирует публику (когда позирует проститутка - это не удивительно, а вот красный жирный мазок вместо рта или носа, зеленый отблеск на щеке или синий рефлекс на рыжих волосах - неожиданно, для зрителей, не для ван Донгена, но обо всем по порядку).
А еще он выставлялся совместно с немецкими экспрессионистами из "Синего Всадника" отчего художника нередко причисляют к экспрессионистам.
И сейчас нужно было бы сказать, что Ван Донген мастер особенный, стоящий особняком и так далее, и тому подобное, но я так говорить не буду. Потому что ЭТО НЕ ТАК. Ван Донген не лучше и не хуже других, он - ПРОСТО ХОРОШИЙ ХУДОЖНИК, сейчас употреблю грубое слово, СТАНДАРТ для живописи начала ХХ века, с ее стремлением к формальным новациям.
Более того, его поздние работы 1950х годов напоминают эксперименты 1900х. Стагнация? - не совсем. Да, он лишился юношеской дерзости и смелости (потому что то, что ух и ах что такое для начала ХХ века есть не более чем соринка для поствоенного искусства уже новой постмодернистской эпохи), но ему, уже довольно не молодому мужчине и давно состоявшемуся художнику, было не к чему экспериментировать и поражать, ведь он и так пользовался сумасшедшей популярностью - стабильность (ему заказала портрет сама Бреджит Бордо).
Главное, что необходимо понять - Кес Ван Донген НЕ ЭКСПРЕССИОНИСТ, никогда им не был и приравнивать его к этому направлению не совсем, скажем так, справедливо. Два пункта, только ДВА пункта:
1️⃣ Экспрессионизм - ЧИСТО РЕГИОНАЛЬНОЕ явление с более менее распознаваемыми границами (начало ХХ века и до Первой Мировой Войны). Все остальное - ПРИЕМЫ и МЕТОД экспрессионизма.
2️⃣ Экспрессионизм отразил в искусстве стадии разложения и распада как духа, так и формы, по сути, оставаясь утопическим (читай, романтическим) миропониманием, нацеленным на преобразование человека и мира посредством своего искусства (смотри, ранний Отто Дикс или Эрнст Людвиг Кирхнер, например).
Кес Ван Донген - ФОВИСТ С ПРИЕМАМИ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Ибо он есть железобетонный хранитель любви к интенсивному цвету (читай, до конца жизни; для экспрессионизма цвет - один из маркеров, гораздо важнее для них линия (контур) и изломанная/деформированная/угловатая форма).
Ван Донген всегда был верен классическим корням фовизма, НИКОГДА не превращая картину в живописную абстракцию, НАВСЕГДА оставаясь верным предмету. Он пользовался исключительно чистым цветом, выдавленным из тюбика и положенным прямо на холст размашистыми, широкими, резкими (моторика руки как нервный тик) мазками.
И если экспрессионисты создавали цветовые контрасты, чтобы более эффективно эмоционально воздействовать на зрителя (обведенные жирным черным контуром горы Кирхнера, голубые, с проблесками розового и кроваво-красного усиливают ощущение тотальной угрозы миру, природе от человека или человеку от природы, сейчас это не столь важно).
То ван Донген ловко использовал НАУКУ О ЦВЕТЕ (интенсивность красной юбки поддерживает маленькое пятнышко зеленого - дополнительного цвета - на подвязке). Именно поэтому его колористическая гамма не раздражает глаз, хотя она и кричит, пылает, горит - одним словом, живет своей жизнью.
И именно поэтому, несмотря на всю красочную дерзость, художник умел быть и нежным (зеленый рефлекс цвета плаща на подбородке выявляет всю теплоту розового тона).
Оставив Монмантр в 1908 году и перебравшись в центр Парижа Ван Донген стал известным портретистом. Острым, гротескным и всегда с огромными нараспашку глазами (отличительная черта его портретов).
И если для экспрессионизма было важно отразить разлом (личности, человека, духа, души, формы, цвета, линии - всего) - как рапирой ткнуть зрителя если не в самое сердце, то уж куда-нибудь, чтобы снять с глаз пелену, ведь и Дикс, и Кирхнер, и иже с ними еще в начале ХХ века предвосхитили многие будущие катастрофы эпохи.
То для ван Донгега, как и для фовизма в целом, важен цвет, т.е ЖИВОПИСЬ. Человек или предмет есть повод к экспериментированию. Никаких экспрессионистских аллегорий и сложных подтекстов. Да, танцовщица, да, наверняка, не самых высоких нравов - но это просто фиксация времени, не обличительная, не осуждающая, но и не комплиментарная. ПРОСТО ФИКСАЦИЯ ВРЕМЕНИ. Потому что главное есть ЦВЕТ и сама живопись.
Поэтому такой упор на глаза.
Да, конечно, они есть зеркало души, но они и то, чем зритель смотрит - и зрителю надо, необходимо смотреть, смотреть нараспашку, чтобы увидеть всю эстетически выверенную вакханалию цвета (и немного мазка).
Грациозно, элегантно, гармонично (все то, что нельзя сказать об экспрессионистах).
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм