Часть 1. Часть 3
После 1969 года, в течении 20 лет Юрай Герц снимал кино весьма неровно. Встречались среднего уровня мелодрама, детективы, комедии, сказки. Некоторые сказки , однако, были совсем не детского уровня и содержали в себе иносказательный смысл. Например фильм "Моргиана", к которому мы вернемся позже. Кроме того, Герц активно снимает за рубежом : в Германии и Франции.
В 1970 он осуществил съемки мелодрамы фильма СЛАДКИЕ ИГРЫ МИНУВШЕГО ЛЕТА (Sladké hry minulého léta), это вольная экранизация новеллы Мопассана "Мушка" с немного эротическим содержанием.
Пять мужчин ухаживают и не без успеха за одной девушкой. Далее были не столь прорывные фильмы были: комедийный детектив -
ДЕВУШКА, КОТОРУЮ НАДО УБИТЬ (HOLKA NA ZABITY) (1976) ,
Мелодрама:
ДЕНЬ МОЕЙ ЛЮБВИ (DEN PRO MOU LASKU) (1976),
Мюзикл и комедия :
ДЕВУШКИ С ФАРФОРОВОЙ ФАБРИКИ (Holky z porcelánu) (1975).
В 1984 вышла легкая непритязательная комедия СЛАДКИЕ ХЛОПОТЫ (SLADKE STAROSTI) .
Это комедия о честном, добродушном и талантливом кондитере Симоне, который из-за своего босса, матери и женщин попадает в разные забавные ситуации. Мама постоянно ищет невесту для сына и дает объявления в брачные агентства. Босс берет взятки, пользуясь честностью Симона, и пристает к красивой официантке, на которую у Симона тоже виды.
Среди сказок Герц выпсутил в это время :
КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ (PANNA A NETVOR) (1978)
ДЕВЯТОЕ СЕРДЦЕ (Deváté srdce) (1979),
КАЛОШИ СЧАСТЬЯ ( Galoschen des Glucks / Galose stastia) (1986),
И вдруг неожиданно выстрел - сюрреалистическая экранизация рассказа Грина: МОРГИАНА (MORGIANA) (1972).
Это самая необычная и сюрреалистическая интерпретация новеллы Александра Грина ( «Джесси и Моргиана») . События происходят на стыке 19 и 20 столетий в живописном уголке на берегу моря. Это драматическое повествование о двух сестрах , одна из которых добрая и красивая, а другая – злая и некрасивая. После того как их мать умерла и они распределили наследство , одна из них решает расправиться с другой, но план неожиданно терпит неудачу и события приобретают неожиданный зловещий оборот. Это история о безграничной ненависти и любви. Александр Грин написал в предисловии к своей новелле – «Случайность может напасть на нас как черная кошка, которую , когда она притаилась у двери , пнул ногой самодовольный человек». После знаменитой картины «Сжигатель трупов» это значительное произведение чешского классика мрачная сказка-притча, переходящая в фильм –ужасов, в аллегорической форме повествующая о борьбе черного и белого, как борьбе добра и зла. Приз Хьюго в 1973 году.
Затем в его творчестве был неожиданный фантастический фильм ужасов, с элементами черного юмора. УПЫРЬ МАРКИ ФЕРАТ (UPYR Z FERATU) (1981).
Фирма Ferat участвует в ралли со своей машиной. Они заключают контракт с молодой медсестрой Мимой, которая очень любит скорость и постоянно гоняет на "скорой помощи". Загвоздка состоит в том, что машина ездит на крови. Пьет она через педаль газа, непосредственно из ноги водителя. Доктор Марек, друг Мимы, всеми способами пытается вытащить ее из этой опасной авантюры... ( В главной роли И. Менцель). Сценарий, а потом фильм изрезала цензура, поэтому сам Герц его не недолюбливает.
Потом уже в 1983 неожиданно Герц снимает артхаусный фильм с рок-музыкой СОРОКА В КУЛАКЕ (STRKA V HRSTI )
Это фантасмагория, феерическое музыкальное действие, авангард. Фильм поставлен по древним сказаниям. Действие вращается вокруг приключения с жемчужиной, которую главная героиня-воровка стащила у кого-то из кармана на рынке. Дальше прослеживается сложный путь жемчужины и забавные сюрреалистические приключения героев, которые стали невольными обладателями ею . Костюмированное и балаганное действие сопровождает хорошая чешская рок-музыка.
В 1986 году Герц решил затронуть военную тему и снимает фильм ЗАСТИГЛА МЕНЯ НОЧЬ (ZASTIHLA ME NOC). Фильм посвящен борьбе женщин в фашистском концлагере.
В основу фильма легли воспоминания журналистки Жабурковой о пребывании ее в концентрационном лагере Равенсбрюк: умирающая женщина вспоминает свое детство и юность, на которые повлияло восстание против ее фанатичной матери. Под влиянием мужа молодая женщина осознает социальную несправедливость и начинает работать в Коммунистической женской газете "Сеятель". Отказавшись сотрудничать с немцами, она попадает в концлагерь, но и здесь самоотверженно помогает своим сокамерницам...
В третьей заключительной части рассмотрим последние фильмы чешского классика , снятые уже в независимой Чехии и совместно с зарубежными производителями.