Сегодня расскажу Вам рождественскую историю.
Представьте себе канун Рождества. Париж. 1894 год. Прославленная актриса Сара Бернар решает возобновить спектакль «Жисмонда». И ей срочно нужны новые афиши. А в типографии в предпраздничные дни никого из опытного персонала нет, только молодой и никому неизвестный художник, приехавший из Южной Моравии, Альфонс Муха. Он берётся выполнить заказ примадонны.
И рисует афишу в стиле модерн, во Франции и Бельгии этот стиль носит название ар-нуво.
Сара Бернар получает афишу, и она в восторге от работы Мухи.
Актрисе льстило то, как её изобразил художник – молодой и стройной. Саре Бернар было 50 лет в то время, Альфонсу Мухе -33 года. Так взошла звезда никому ранее неизвестного художника Альфонса Мухи.
Стечение обстоятельств, скажете Вы, да, отвечу я, но ведь рисунок на афише действительно великолепен, и никто так не рисовал афиши Саре Бернар до того.
Восхищённая Сара Бернар пожелала познакомиться с художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра и контракт на 6 лет. За эти годы из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, а также декорации постановок, костюмы и украшения.
Нашлись сплетники, которые утверждали, что между ними возникла романтическая связь и это только на основании того, что Сара Бернар славилась своими романами. Но Муха в дальнейшем в письме к жене и Сара Бернар отрицали это.
Я хочу ввести Вас в экскурс, что такое стиль модерн.
Модное течение получило несколько названий – его обозначали как "ар- нуво" во Франции и Бельгии, "югендштиль" в Германии и Швеции, "модерн" в России, "сецессион" в Австрии, "тиффани" в США.
Начало и расцвет стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890–1914 годы, стиль был особенно развит в архитектуре.
Природа стала источником вдохновения для архитекторов и художников модерна.
Силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн украшают изделия и здания в стиле модерн.
Но вернёмся к Альфонсу Мухе. В это время, в 1897, в парижской галерее «La Bodiniere» успешно прошла первая выставка работ художника. На следующий год в Salon des Cent (Салон Ста) открылась вторая, более крупная. Затем целый ряд выставок прошёл по всей Европе.
Газеты того времени писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.
Но мы с Вами сейчас посмотрим на прославившую художника афишу «Жисмонды».
Афиша появилась на улицах Парижа в первую неделю января 1895 года и произвела настоящую сенсацию, став революцией в плакатном дизайне. Необычный формат — узкий и вытянутый в верх, изображение в натуральную величину, в полный рост актрисы, богатство цвета имели драматический эффект. Мотив был взят из сцены, которая представляет торжественную процессию в финальном действии спектакля. Это и определило стиль афиши: роскошный, похожий на облачение жрицы, костюм, символическая пальмовая ветвь и выполненный в виде мозаики фон в форме нимба— все это передавало священную атмосферу, которая отражала благоговение перед актрисой как культовой фигурой, музой прекрасной эпохи.
На эту афишу ссылаются как на совершенную концепцию плаката. А Бернар использовала афишу и во время своего американского турне в 1896 году.
Два типографских оттиска афиши «Жисмонда» хранятся в музее Мухи в Праге.
Я была в музее , приезжала специально и видела эти афиши.