"Аббатство Даунтон" и наряды от Фортуни

9,8K прочитали

Может быть, любуясь нарядами в сериале, вы отметили несколько особенных нарядов, в которых красуется леди Мэри? Плиссированная ткань мягко струится вдоль тела...

Так вот, перед нами вещи, созданные в стиле Мариано Фортуни (1871-1949). И это был необычный дизайнер, творивший вне моды как таковой!

(c) https://fortuny.com/follow-the-pleats/
(c) https://fortuny.com/follow-the-pleats/

Его можно назвать человеком эпохи Возрождения, настолько обширны были его интересы и разнообразны таланты. Его отец, тоже Мариано Фортуни, был живописцем и коллекционером, а он, помимо этого, ещё и и изобретатель, и дизайнер - хотя считал себя прежде всего художником. Об этом человеке я могу рассказать бесконечно, он того стоит, но сегодня ограничусь только нарядами в античном стиле, подобие которых мы и видим в "Аббатстве Даунтон".

В 1900-х эксперименты Фортуни с тканью приводят к тому, что он создаёт и патентует разновидность платья, которое навсегда войдёт в историю моды. "Дельфос"! Источником вдохновения послужили одеяния греческих статуй.

Слева - статуя Коры, остров Самос, ок. 570-560 г. до н.э., справа - Возничий, Дельфы, ок. 478 г. до н.э. (сс) wikimedia Commons
Слева - статуя Коры, остров Самос, ок. 570-560 г. до н.э., справа - Возничий, Дельфы, ок. 478 г. до н.э. (сс) wikimedia Commons

Покрой Дельфоса прост – длинная туника, сверху присобранная так, чтобы образовывать горловину, и два отверстия для рук. Рукава могли быть короткими, длинными, были и варианты без рукавов. Позднее появился "Пеплос" - вариант с дополнительной укороченной туникой.

По бокам, а также вокруг отверстий для головы и рук, вшивались шёлковые шнуры, на которые были нанизаны бусины муранского стекла. Бусины утяжеляли лёгкие платья, и заставляли их не парить отдельно от тела, а следовать за его контуром. И это единственное, что делали не в ателье Фортуни. Весь остальной процесс изготовления этих нарядов проходил там.

Промо-фото - Леди Мэри в наряде "от Фортуни". (с) Jaap Buitendijk/Focus Features
Промо-фото - Леди Мэри в наряде "от Фортуни". (с) Jaap Buitendijk/Focus Features

Такое платье облекало тело, подчёркивая его линии, но при этом не стесняя – в патенте на наряд говорилось, что носить его и подгонять под фигуру очень просто. Они все были одного размера, а с помощью шёлковых продёрнутых шнуров можно было регулировать и длину и ширину, в зависимости от хозяйки.

Главная же прелесть была в ткани... Фортуни использовал тончайший шёлк, индийский и китайский. Его собирали в мелкие изящные складки, которые отлично держали форму – и в наши дни эта плиссировка выглядит почти так же, как век назад. В историю эта технология вошла как "плиссировка Фортуни". В статьях о мастере часто пишут о его тайне, загадке... Процесс требовал очень много ручного труда, поскольку все складки разные. Ткань укладывали складками, когда она была ещё влажной (и, возможно, прямо в воде), а потом сушили с дополнительными источниками тепла, чтобы закрепить плиссировку. И, предположительно, позднее через каждую группу складок пропускали нитки, стягивали и оставляли так на некоторое время – опять-таки закрепления ради. В патенте говорилось ещё и об ондуляции, способе плоения – мокрый шёлк укладывался горизонтально поверх медных или фарфоровых трубочек, которые могли нагреваться изнутри.

Промо-фото - Леди Мэри в наряде "от Фортуни". (с) Jaap Buitendijk/Focus Features
Промо-фото - Леди Мэри в наряде "от Фортуни". (с) Jaap Buitendijk/Focus Features

Чтобы сберечь плиссировку, хранились платья свёрнутыми, как мотки пряжи. И продавали их, уложив в специально для них спроектированные коробки.

Окрашивались наряды в разные оттенки – каждое платье по отдельности, порой несколько раз, отчего цвет приобретал особую глубину.

О них писали: "Платья Фортуни надеваются через голову, вырез для головы – единственный, и с помощью шёлкового шнура, продёрнутого вокруг него, вырез можно делать больше или меньше. Платья бывают цвета чёрного золота и тонов старинных венецианских красок. У вас может быть целая дюжина, и всякий раз, в любом окружении, платье будет выглядеть очень живописно, хотя эпикуреец счёл бы, что лучше всего они выглядят, когда их специально подбирают к окружающей обстановке".

Наряды от Мариано Фортуни , 1920-30-е. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Наряды от Мариано Фортуни , 1920-30-е. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Эти наряды были крайне далеки о того, что предлагала женщинам мода начала XX века с её многослойностью и жёсткими корсетами. Однако те, кто кто ратовал за облегчённый, те, кому был близки идеи оригинальных, т.н. "художественных нарядов", приняли творения Фортуни с восторгом. Поначалу их носили только дома, однако в этом качестве они пользовались большим успехом. Более того, их сразу и начали воспринимать именно как произведения искусства, нечто, что существует вне времени, и уже вскоре наряды от Фортуни попадали в художественные галереи.

Ну а после Первой мировой войны эти наряды оказались не менее востребованными, чем раньше – теперь осмелевшие женщины могли носить их в качестве вечерних нарядов, и "Дельфосы" с "Пелосами" отлично вписались в моду эпохи джаза.

Кадр из сериала "Аббатство Даунтон"
Кадр из сериала "Аббатство Даунтон"

То, что в сериале появляются наряды от Фортуни - это поклон гениальному мастеру. Сделаны они совместно с возрождённым домом Фортуни.

На самом деле, в сериале есть и ещё кое-что от этого мастера (не античностью единой!), но об узорчатом бархате я расскажу в следующий раз.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory