Найти в Дзене
ActivityEdu

Актуальные подходы к преподаванию физкультуры в детском саду

Оглавление

Почему дети проявляют агрессию и не могут передать свои потребности словами? Как успокоить родителей? Нужны ли в детском саду виртуальный гольф и гироскутер? Зачем вообще заниматься физкультурой в детском саду? Эти и другие темы обсудили эксперты секции «Здоровье и физическое воспитание детей дошкольного возраста» на X Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ЕССЕ.

Не хватает движения

Анонсируя конференцию, Ольга Веннецкая, кандидат педагогических наук, проректор и руководитель инновационных площадок Международной педагогической академии международного образования, эксперт дошкольного образования Российской академии образования говорила о том, что в науке и в практике появляются новые концепции организации двигательной активности ребенка, но система преподавания физкультуры в детском саду практически не модернизируется. Например, уделяется недостаточно внимания личной инициативе ребенка на занятиях:

Сегодня развиваются такие концепции, как свободная деятельность, обогащение двигательного опыта, формирование личной культуры физической активности ребенка. Мы должны научить детей поддерживать двигательную активность и следить за своим здоровьем.

Позже каждый участник конференции затронул в своем выступлению проблему: современным детям не хватает движения. А это приводит к нарушению физического здоровья и психики.

По словам Сергея Владимировича Плахотникова, руководителя начальной школы в «Новой школе», большинство современных детей оказывается психофизиологически незрелыми к началу периода школьной жизни. Они меньше двигаются, реже выходят на улицу, проводят много времени в цифровой среде, готовятся к школе на индивидуальных курсах. Дети не умеют оценивать свои силы – насмотревшись фильмов, они чувствуют себя халками и суперменами, а на деле почти ничего не могут, и это приводит к фрустрации или травме.

Раньше большой двигательный опыт дети приобретали во дворах. Сегодня родители контролируют каждый шаг ребенка и не дают ему возможности самому осваивать двигательную деятельность стихийно,– отмечает доцент кафедры дошкольной педагогики в Тольяттинском государственном университете Ошкина Алла Анатольевна.

С коллегами согласен и Марк Львович Вайнапель, создатель подвижных развивающих игр VAY TOY:

Дети много сидят и мало двигаются. Все занятия проходят под девизом «Ручки – на коленочки, спинки – ровно!» Это становится проблемой. Поэтому всегда, когда это только возможно, проводите обучение в движении. Превратите занятие в веселую подвижную игру.

Участники конференции немало говорили о том, что следует делать педагогам и родителям, чтобы воспитать здорового во всех отношениях ребенка. Так, Баатр Борисович Егоров, заместитель председателя совета ВОО «Воспитатели России», отметил три вещи, которые необходимо соблюсти:

Во-первых, обеспечить ребенку в течение дня оптимальную физическую нагрузку. Во-вторых, необходима хорошая умственная нагрузка. В-третьих, все, что мы делаем в течение дня с ребенком, должно происходить на благоприятном эмоциональном фоне.

Кандидат педагогических наук в Ярославском педагогическом университете Александр Павлович Щербак отметил:

Мы, педагоги, должны заниматься физическим воспитанием детей, развивать способность поддерживать свое тело в норме, соблюдать правила гигиены, ориентироваться на определенные образцы поведения, которые будут способствовать здоровью.

Зачем нам физкультура

Александр Павлович обратился к теоретическому аспекту вопроса. По его словам, физкультура – это не урок, не синоним понятий «здоровье» или «спорт». Это совокупность ценностей, норм и знаний. Педагог должен владеть навыками, которые помогут перевести общественные ценности на личностный уровень. Что касается нормы, следует не сравнивать ребенка с контрольной цифрой, прописанной в стандарте, а контролировать динамику изменений каждого. Кроме того, Александр Щербак отметил, что основная задача педагога – помочь детям развить мышечный тонус, необходимый для освоения основных видов движения.

Эксперт рассказал о четырех целях, для достижения которых необходима физкультура. Первая из них – развитие физических и интеллектуальных способностей. Головной мозг развивается, когда ребенок двигается, а движение развивается при выстраивании нейронных связей. Вторая цель – совершенствование двигательной активности ребенка. По словам спикера, из-за пандемии эта цель стала еще важнее, ведь дети стали реже гулять. Третья цель – социальная адаптация. Коммуникация – не врожденный навык. Ребенку нужно научиться общаться с себе подобными. В этом ему поможет физкультура – ведь это общественная деятельность, никто не занимаемся ею в одиночку. Четвертая цель физкультуры – формирование здорового образа жизни.

Свое мнение по этому вопросу высказала Светлана Семеновна Прищепа, кандидат педагогических наук:

Чтобы сформировать здоровый образ жизни у ребенка, надо не наставлять его, не поучать, а самому вести здоровый образ жизни. Родители не всегда задумываются об этом. Легче, конечно, отдать ребенка на курсы по ментальной математике, чем брать его с собой, когда чистишь зубы, и самому регулярно садиться на велосипед.

Виртуальный гольф и гироскутер в детском саду

Доцент кафедры дошкольной педагогики в Тольяттинском государственном университете Алла Анатольевна Ошкина рассказала о том, что двигательный опыт ребенка стоит оценивать как по широте освоения физических упражнений, так и по глубине проработки – по критерию качества выполнения двигательного навыка:

Мы всегда уделяем внимание этому критерию, ведь за качеством стоит здоровье и безопасность. Например, при кувырканиях и прыжках важно энергично отталкиваться и мягко приземляться. Особенно ценно, когда ребенок переводит навык, полученный на занятии, в игровую деятельность.

Эксперт отметила, что около 60% занятия включает в себя традиционные движения, которые были отобраны путем исследований. Остальные 40% отводятся под вариативную часть, что позволяет педагогу творчески подойти к занятию, расширить спектр упражнений. Алла рассказывает о том, что в детском саду можно предлагать детям поиграть с мячом от регби, обучиться элементам лакросса, научиться кататься на гироскутере, попробовать себя на игровых симуляторах гольфа или горнолыжного спуска. В детских садах Тольятти есть возможность обучиться элементам гандбола на мастер-классах городской гандбольной женской команды. Такие занятия проводятся с учетом принципов дошкольного образования.

Когда мы решаем запускать новое содержание игр для детей, то должны помнить о педагогических требованиях – для решения какой задачи необходима новая мера, принесет ли она пользу. Не меньшее значение имеет соблюдение гигиенических требований. Ни одна новация не должна входить в программу без поддержки ученых и практиков. Например, специалисты Тольяттинского государственного университета ведут научную работу совместно с практиками – воспитателями из 104 детских садов,– делится Алла Ошкина.

Диалог с препятствием

Сергей Владимирович Плахотников, руководитель начальной школы в «Новой школе» считает, что у современных детей пропала регуляторная функция речи. Они разрешают конфликты силой, потому что не верят, что бывает достаточно и слов, проявляют агрессию, потому что не привыкли просить у родителей спокойно.

Почему так происходит? Эксперт делится ответом:

Ребенок дошкольного возраста уже наработал двигательные стереотипы и как можно скорее хочет столкнуться с вызовами: перепрыгнуть через большую лужу, поднять тяжелый кирпич. Но почти никогда не может реализовать вызов, ведь любая деятельность прерывается криком взрослых. Цепочка прерванных актов приводят к тому, что к пяти годам ребенок не верит в свои силы и тем более – в силу слова.

Сергей Владимирович утверждает, что с этими проблемами нужно работать. Развить двигательную активность и уверенность в себе, по мнению эксперта, поможет комплекс «3D-физкультура», разработанный педагогом Сергеем Реутским и инженером Сергеем Кондаковым. Комплекс стимулирует у ребенка интерес к движению и создает мотивацию развивать свои способности.

Эксперт отмечает, что на оборудовании комплекса может заниматься до 28 детей. Если в группе больше человек, существуют мобильные конструкции для работы в небольших командах. Комплекс представляет собой пространство для движения во все стороны, в том числе и наверх. Ребенок может не залезать слишком высоко, если не хочет: заниматься нужно в таком темпе, который удобен – у каждого свой путь.

Как воспитать родителей

Кандидат педагогических наук Светлана Семеновна Прищепа рассказала о том, как важно в работе над воспитанием физической культуры выстраивать отношения между семьей и образовательной организацией:

Согласно государственной политике родители должны сохранить физическое, психоэмоциональное здоровье своего ребенка, но редко кто об этом знает. Общество было бы совсем другим, если бы родители на самом деле несли ответственность, если бы были критерии проверки того, насколько они следят за здоровьем своих детей.

Как показывает практика, родители часто не имеют времени, желания и возможности правильно организовать семейный досуг. Семья испытывает потребность в психологической поддержке специалистов, но некоторые говорят, что им это не нужно, что они и сами все знают. Светлана Семеновна отмечает, что необходимо сформировать у родителей осознанное отношение к воспитанию, ведь именно на них лежит ответственность. Детский сад может лишь помочь, направить и поддержать.

При этом родители очень боятся за своих детей и не доверяют воспитателям. Эксперт уверена, что для того, чтобы разрешить противоречия между родителем и педагогами, необходимо подходить к каждой семье индивидуально:

Прекрасным решением будет проведение мастер-классов и родительских конференций, где каждый может поделиться своим опытом и почувствовать себя значимым. При этом нужно заранее говорить родителям расписание мероприятий, чтобы они могли найти для них время и силы.

Над чем будем работать

Говорили участники конференции и о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются преподаватели физической культуры в дошкольных организациях. Баатр Егоров поднял вопрос финансирования детских садов:

Уменьшается  количество воспитателей, при том, что детей становится больше. Многие педагоги бы хотели использовать новое оборудование, но они на свои деньги покупают краску, чтобы обновить горки весной. Я надеюсь, что ситуация в дошкольном образовании изменится, и у нас будут деньги ставить лучшее оборудование.

В завершении секции Баатр Борисович обратился к воспитателям:

Коллеги, пожалуйста, работая с дошкольниками, используйте только научно обоснованные средства, особенно когда речь идет о здоровье! Сегодня половина первоклассников физически не может вынести школьную нагрузку, не говоря о психологической. Эти проблемы возникают, потому что мы на дошкольной ступени обучения не решили наши специфические задачи.  Если мы их не решим в детском саду, в школе детям делать будет нечего. Грамотно выстроенное дошкольное образование – это залог успешного обучения ребенка в школе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.