Найти тему
История моды с Марьяной С.

Загадочные ткани из шкафа купчихи

В пьесе Островского "Свои люди - сочтёмся" есть подробное перечисление платьев из гардероба главной героини, Олимпиады Самсоновны. И это просто гимн тканям, которые были в моде в ту эпоху! Однако их названия мало что говорят современному читателю. Так что давайте разберёмся, что там у Олимпиады в шкафу.

В прошлый раз мы выясняли, что там за гродафрики и грогроны, теперь настала очередь других нарядов: "три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых".

"Сватовство Майора", Павел Федотов, 1848. (сс) Wikimedia Commons
"Сватовство Майора", Павел Федотов, 1848. (сс) Wikimedia Commons
  • Марселин – это одна из разновидностей тафты. Название, как легко догадаться, происходит от французского города Марсель. Обычно эту мягкую ткань выпускали одноцветной, но бывала она и с цветочными узорами. Ко времени действия пьесы марселин уже выходил из моды. Однако гардероб купчихи всё же не гардероб светской дамы.
"Купеческое семейство на прогулке", Рудольф Жуковский, сер. XIX в. (сс) Wikimedia Commons
"Купеческое семейство на прогулке", Рудольф Жуковский, сер. XIX в. (сс) Wikimedia Commons
  • Муслинделин! Давайте начнём с муслина. Его Олимпиада Самсоновна не упоминает, однако наверняка она его носила. В начале XIX века платья из этой тонкой ткани (название которой происходит от города Мосул), особенно белые, были безумно модными. Однако любили его и позднее. Так вот!

При изготовлении муслина могли использовать разную пряжу – и хлопок, и шерсть, и лён и шёлк. И муслинделин – это разновидность муслина. Ткань шерстяная, тонкая, немного рыхлая. Надо полагать, два муслинделиновых платья Олимпиады Самсоновны – относительно скромные, дневные, с длинными рукавами. Они могли быть и гладкими, и с набивным рисунком. Вечером такое платье не наденешь, но вот заниматься в нём домашними хлопотами, посидеть за вышиванием или прогуляться по саду – вполне.

"Прием приданого в купеческой семье по росписи", Василий Пукирев, 1873. (сс) Wikimedia Commons
"Прием приданого в купеческой семье по росписи", Василий Пукирев, 1873. (сс) Wikimedia Commons

Несмотря на относительную простоту, муслинделин был хорош – благодаря своей мягкости он драпировался красивыми складками, что немаловажно в эпоху широких юбок. Самой популярной отделкой тогда были всевозможные оборки – узенькие рюши, широкие воланы. И муслинделин отлично для этого подходил. А ещё он хорошо впитывал влагу и был приятным на ощупь. Словом, красиво и по-купечески практично!

Деталь платья из ткани с эффектом "шине", сер. XVIII в. (с) из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон)
Деталь платья из ткани с эффектом "шине", сер. XVIII в. (с) из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон)
  • И, наконец, шинерояль. Всевозможные "шине" – это ткани, где узор наносился на основу, а уж затем основа переплеталась с утком, за счёт чего рисунок получался немного размытым. А само слово - от французского "Chine" - "Китай". появился даже глагол "chiner", который означал "ткать с яркими узорами". Такая ткань могла быть как шерстяной, так и хлопковой. Главное же - это узор. На гладкой ткани эффект шине просто не смог бы проявляться. Реклама 1851 года гласила: "Платья шине, затканныя и пестрыя для утренних и вечерних выездов". И шинерояль, как следует из названия, "королевский шине".

Но и это не всё, там ещё платья остались! Так что продолжение следует. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory