Интро
Полагаю, это довольно чувствительная сфера. Недавно делал этот пост в Тинькофф Пульсе и было большое обсуждение об этической стороне вопроса инвестирования в военные компании.
С одной стороны, была озвучена позиция, что инвестиции в данную отрасль не лучшее решение. В России много семей, где кто-то посвятил жизнь службе в армии. И в прошлом было много конфликтов, где российские (советские тогда) специалисты оказывались по разные стронны фронта с американскими специалистами. И я совершенно понимаю людей, которые по патриотическим причинам не могут инвестировать в американскую или европейскую военную отрасли
Другая часть комментаторов озвучила позицию, что все давно уже "перетерто" и нужно отделять инвестиции от политики. Ведь если следовать тому, что мы воевали с Германией во время второй мировой войны - то нужно отказаться от немецких товаров. А если америку рассматривать как врага и противника - то нужно распродать все американские рынки. И если уйти с европейского и американского рынка, что останется? Япония? Китай? Ну так в истории России можно найти эпизоды исторического напряжения и с этими странами. С Японцами мы тоже несколько раз воевали. И, если уж на то пошло, то до сих пор не подписали мирный договор
В общем, мнения по поводу военной отрасли разные. Мне понравилась позиция одного из участников дискуссии о том, что сейчас непросто отделить военную составляющую от гражданской, или же космической. Например, та же компания Боинг. Это компания двойного, или даже, тройного назначения.
Таким образом, здесь есть над чем подумать. Тем не менее, я присматриваюсь и к этой отрасли. И считаю, что каждый должен выбирать сам пределы и ориентиры. Но мне не хотелось бы пропускать огромный потенциал эры полномасштабного освоения космоса. Но так уж сложилось, что в этой сфере задействованы, в основном, компании двойного назначения
Начальный обзор военки
Начинаю смотреть военную отрасль. Не ждите здесь пока глубокого анализа, т.к., обычно, мне требуется до полугода наблюдать актив, чтобы сделать выводы. Но начало положено!
Из активов ниже я держу только Локхед Мартин и Боинг. В скором времени определюсь, надо ли что-то еще
Текущий обзор - стратегический. Т.е. смотрю неделю и дневку + супердолгие средние, для general overview
ЛОКХЕД МАРТИН. LMT
Здесь характерны флэты по 4-5 лет от вершин (желтые круги). Т.е. неудачный вход может надолго заморозить деньги. Это надо учитывать
График правильно растущий (это не ВТБ или Veon), т.е. для долгосрочного накопления ценности подходит
До 2014 актив двигался в коридорах по уровням 80, 120. С 2014 началось ралли, которое продолжается и по сей день. Считаю, что для поиска закономерностей стоит смотреть дневной график именно с 2013 -2014 года
Ближайший уровень вижу в районе 350. Цена билась в него снизу с 2017 года. И сверху бьется сейчас. Поэтому мне важно, закрепится ли актив над уровнем или под ним. То, что есть – держу. Для добора нужен локальный тренд ввер, а его пока нет
БОИНГ. BA
Боинг обслуживает военные заказы, поэтому по праву считается компанией двойного назначения. На дневном графике видно, что с 2016 было ралли (зеленая стрела). Потом флэт (желтая стрела), снос шортистов (белый круг) и череда неприятностей, которая в ковидную весну закончилось для Боинга падением намного сильнее рынка.
В моменты пампа или безудержного рыночного роста долгосрочные средние расходятся, это видно с 2017 года. Сейчас они сходятся, показывая то, что цена ищет некое среднесрочное равновесие. Если бы пандемия закончилась сейчас и мы понимали, что компания не сильно ухудшила свое финансовое положение за это непростое время, я бы по текущему графику рассматривал зону от 200 до 260 как хорошую для долгорсрочного набора (сам держу от 114 и потихоньку добираю). Но масла в огонь подливают некоторые аналитики, уже относящие Боинг к разряду компаний «зомби», которые работают на покрытие процентов. Я бы не стал так резко судить, все же, Боинг пока что один из лидеров как минимум гражданского авиастроения + заказы ВПК – это довольно стабильная загрузка мощностей. Поэотму я слабо представляю, что боинг уйдет вниз на 120-140 еще раз. Скорее, это будет флэт от текущих либо вялый подъем с периодическими спайками вверх. Хотя бы из-за того, что ничего пока не ясно с пандемией и реальным состоянием дел в авиакомпаниях
RAYTHEON TECHNOLOGIES CORPORATION. RTX
Недельный график. С 1996 растет как IT компания (никаких горизонтальных каналов: уровень 15, пробили, дальше 30, пробили, дальше 50. Не взяли с первой попытки, помешал кризис 2008, рывок на 70. Снова выпустили пар на 50 и сопротивление на 70 сносится довольно быстро
Пока обозначил для себя уровень в 70 и уровень в 50. Коррекция актива весной была сильнее рынка (с 94 на 40), и надо искать этому причины: возможно, привычный за много лет постоянный рост несколько оторвался от фундаментала, буду смотреть
Для бычьего сценария хорошо бы закрепиться выше 70
HONEYWELL INTERNATIONAL INC
HON в этом списке по причине двойного назначения целого спектра продукции
Так же характерная картина «постоянного роста» после кризиса 2008 года. Безусловно, нужно смотреть фин показатели и их динамику, а так-же соотносить динамику p/e со среднерыночной. Но, в отличие от предыдущих примеров, здесь явно бычий настрой, перехай и так же признаки парабалического роста. Инвесторы явно на что-то возбудились. Пока не понятная такое рвение, посмотрите на тот же gross profit в динамике. Что-то здесь не так)
Те мне менее, компания показывает долгосрочный рост и она мне подходит. Но нужны хорошие точки входа. Возможно, на ретесте уровня 180
Сегодня выложил боковые объемы проторговок за 3 года по металлургам. Ссылка в телеге. Кому нужно – смотрите на здоровье! Фича полезная
PS’ по военке отобрал в целом с десяток компаний. Буду их копать потихоньку. Пока интересно выглядит только HON, но точек входа сейчас не вижу
📍 PS 📍
ТЕЛЕГРАММ канал, где я в дня сижу за терминалом и делюсь мыслями в течение дня здесь
Портфель на Тинькофф инвестиции лежит здесь
#HONEYWELL
#RAYTHEON
#BOEING
#БОИНГ
#LMT