Летчик Дуглас Роберт Бадер служил в британских Королевских ВВС летчик. Это был очень необычный летчик. Всякий, кто читал «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, поймёт о чем речь.
Дуглас Бадер летал без обеих ног – они были ампутированы после жесткой посадки ещё в 1931 году. Тогда во время тренировки по авиационной акробатике его самолёт задел крылом землю и упал на пашню. «Разбился, делая бочку над самой землёй. Плохо выступил», - написал он в своём дневнике.
Молодой Дуглас Бадер отличался страстью к приключениям. С ним все время что-то происходило: регулярные драки, ночные самоволки в летной школе в Кранвелле. И многочисленные воздушные лихачества.
Последние были среди молодых пилотов делом обычным – чем-то средним между способом выпендриться и данью моде. Вот эта-то склонность к склонность к риску едва и не стала фатальной для молодого человека 14 декабря 1931 года он, уже полноценный пилот, решил показать новичкам аэроклуба одного из британских городов, яркий трюк. Только пренебрег тем, что истребитель «Бульдог», на котором он пытался это сделать, для этого подходил слабо. Существовала даже специальная инструкция, запрещавшая крутить на нем высший пилотаж на высотах менее шести сотен метров.
Несмотря на то, что в 1933 г. Королевские ВВС отправили Бадера в отставку, он не отказался от неба, а продолжал летать.
Вернувшись в родную эскадрилью, Бадер обнаружил, насколько успели его обогнать былые друзья. Дуглас воспринял это как вызов, сталусиленно наверстывать упущенное. Очень скоро он не просто стал асом, но и значительно превысил минимальное для этого количество сбитых самолетов противника – всего он успел одержать 20 воздушных побед. И даже стал командиром авиакрыла.
Но в августе 1941 года удача Дугласа дала осечку – он был сбит в небе над Северной Францией и попал в немецкий плен.
Между англичанами и немцами шла совсем другая война, нежели на Восточном фронте. Тут пленные – по крайней мере, офицеры, особенно таких родов войск, как авиация, – могли рассчитывать на хорошее, если не сказать учтивое обращение со стороны противника.
А ведь Бадерь был еще и знаменитостью! Поэтому немцы проявляли не злобу, а дружелюбие и интерес. К примеру, Дугласу устроили "экскурсию" на базировавшийся неподалеку военный аэродром. Встречал его один из самых известных асов Германии – Адольф Галланд. Пленника даже пустили посидеть в кабине «Мессершмитта» – правда, под дулом пистолета.
Галланд взял военнопленного Бадера под свою опеку, они много разговаривали об общей их страсти - авиации (забегая вперед, скажем, что это знакомство после войны переросло в крепкую дружбу).
Бадеру требовались новые протезы, изготовление которых было весьма дорогостоящим и специфическим делом. Кроме того, требовалась индивидуальная подгонка силами профессиональных хирургов-ортопедов. По своим каналам Адольф Галланд сумел связаться с представителями британских Королевских ВВС и лично гарантировал безопасность экипажу самолета и врачам, которые доставят в лагерь военнопленных новые протезы для Дугласа Бадера. Более того: Галланду удалось получить на это согласие от рейхсминистра авиации Германа Геринга! Британцы, однако, не поверили личным гарантиям немецкого аса и самолет с протезами и врачами не отправили.
Но новые протезы пленный ас все же получил: недалеко от штаба эскадры Галланда на парашюте был сброшен контейнер с новыми протезами. А немецкие военные хирурги справились с подгонкой сами. Самолет же после выполнения этой человеколюбивой миссии полетел дальше – на задание, бомбить немецкую электростанцию.
В ожидании распределения в лагерь военнопленных Бадер содержался во французском госпитале в паре десятков километров от побережья Ла-Манша. Решив, что лучшей возможности бежать не представится, Дуглас решил действовать. Используя в качестве переводчика товарища по палате, он через французскую медсестру попробовал выйти на свзяьб т с французским Сопротивлением. Но вот медсестра подвела – доложила обо всем немцам из боязни наказания. Первый раз беглеца поймали.
Его отправили в лагерь Варбург, в Германии. Бадер пытался бежать и оттуда – причем не один, а с небольшой группой товарищей, но беглецов заметил немецкий охранник. Карцер, перевод в другой лагерь, уже не офицерский, а солдатский.
Но Бадер не был бы собой, не попытайся он сбежать и оттуда. В этот раз идея была еще более заковыристой – попытаться угнать самолет. Но и тут Дугласа ждала неудача – вначале он успешно затесался в группу рабочих, которых отправляли на аэродром. Но в лагере вскоре узнали о пропаже пилота, известного любителя побегов, сложили два и два, и вернули Бадера обратно.
В конце концов его перевели в обладающий мрачной репутацией замок Колдиц – место, куда ссылали «неисправимых бегунов». Сказать, что Бадер там невероятно страдал, было сложно – каких-то особо ужасных условий содержания там не было.
Ему даже разрешили под конвоем гулять по окрестным полям. Ведь передвигаться на протезах по мощеному средневековым булыжником дворику замка было невыносимо.
В этом месте Бадер и встретил конец войны – его освободили наступающие войска союзников. Вернувшись в Британию, Бадер обнаружил, что теперь он народный герой – людей явно вдохновляли многочисленные попытки побега безногого человека.
Бадеру предложили разъездную работу по всему миру, подразумевавшую заключение контрактов. Для чего выделялся личный маленький самолет без пилота. Ну как тут устоять? Дуглас согласился – и уже не расставался со штурвалом практически всю жизнь.