Это броское четверостишие Александр Дейнека написал рядом со стройной спортивной девушкой с плаката "Физкультурница" (1933).
В 1930-х годах здоровый образ жизни и спорт вошли в моду (и, видимо, по постулатам Ницше о "вечном возвращении" сегодня у нас наблюдается схожая тенденция).
А еще это эпоха, когда социалистический реализм заявил о себе в полную силу и это было, наверное, лучшее время этого направления - многие, если не все, живописные новации эпохи не просто соседствовали где-то совсем рядом, но вольной походкой (читай, трактовкой) вошли в художественный инструментарий новой эпохи.
Ибо соцреализм 1930-х не всегда неоклассицизм, но зачастую ГИБРИД из реалистических тенденций и формальных авангардных достижений начала ХХ века. И, кажется, самым ярким гибридным представителем эпохи был АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА.
Он был фотографом в Уголовном розыске и преподавал в женской гимназии. Рисовал колкие карикатуры на религиозные темы и традиционные сценки трудовых будней заводских рабочих. Учился в одном из лучших художественных заведений страны - Вхутемас, был приятелем Маяковского и не раз вдохновлялся его стихами.
А еще он любил СПОРТ.
И это не удивительно (и я сейчас не про установки партии о том, что, мол, нам нужно искусство эмоционального подъема, хотя, конечно, не без этого), ведь Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, в студенческие вхутемасовские годы увлекался волейболом и боксом (в те времена борьба была в почете, хотя, кажется, она была популярна на протяжении всей истории Советского Союза).
Другими словами, у Дейнеки был ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, он знал кто это изнутри.
А еще он знал, любил и восхищался визуальным языком КИНО (да и как можно было к этому явлению в те времена относится иначе?!). Именно соединяя в пространстве холста словно НЕСКОЛЬКО КАДРОВ КИНОПЛЕНКИ, Дейнека создавал динамичность и пластику спортсменов, основанную на сложных ракурсах и движениях (смотри, "Футбол", 1924).
"Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок" (Дейнека).
Но вернемся к плакату "Физкультурницы". Девушка готовится метнуть диск, а на заднем плане стрелки, велосипедисты и бегуны, готовые вот-вот сорваться с места, обуреваемые порывом защиты молодого Советского государства.
Во-первых, здесь абсолютный ПРИМАТ совершенно авангардной ЛИНИИ. Далее бросается в глаза дивный ФУТУРИЗМ велосипедистов (в духе Гончаровой) и строгая, почти маршевая, РИТМИКА бегунов (в духе Ходлера).
И все это идеологическое "мракобесие" ловко и убедительно ОБЛЕКАЕТСЯ В ОДЕЖДЫ того самого "нужно" СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА, пылкого, эмоционального, рвущегося к победам и только к победам.
А на переднем плане стоит монументальная прелестница, по-микеланджеловски мощная и отмеченная приметами титанизма.
И, конечно, здесь сразу вспоминается "Дискобол" Мирона, также лишенный напряжения, которое должно быть в момент перед бросанием диска. Но они оба о прекрасном, возвышенном, красивом (читай, божественном), а значит ни о каких искажениях и речи быть не может.
Отсюда и спокойно-уверенное лицо главной героини. Написанное очень просто, практически условно, оно лишено каких-либо эмоций (гримасы тоже деформируют красоту). Скорее, она в духе ренессанса задумалась.
Конечно, Дейнека не создавал богов. Точнее создавал, но уже совершенно в ином, отличном от традиции контексте. Его БОГИ - ЭТО ЛЮДИ (т.е. обычный человек поднимается до уровня Бога, не главного, но неизменно с Олимпа).
Люди, которые творили новый мир (тот самый Олимп), люди здоровые и совершенные (отсюда культ спорта и красоты), люди, знающие "как закалялась сталь".