Найти тему
Задумчивый пенсионер

Путешествие Александра 1 на Урал в1824 году, как заборы красили и как государь золото добывал.

Оглавление
Карта Златоустовского горного округа
Карта Златоустовского горного округа

ЗАДУМАЛСЯ я, однако,какую же цель ставил перед собой Великий Триумфатор, победитель Великого Наполеона, освободитель Европы перед поездкой по России? Простое любопытство, познание нового при знакомстве с неизведанными землями своей державы? или стремление познать свой народ не только как воина, но и как труженика, созидателя, мученика?

В конце лета, 16 августа 1824 года Государь Император Александр 1 Благословенный предпринял путешествие по глубинке своей необъятной державы - по Уралу.

Маршрут путешествия пролегал от Царского села на Пензу, Симбирск, Самару, Оренбург, Уфу, Златоустовские заводы, Екатеринбург и оттуда на Пермь, затем на Вологду, Новгород и Царское село.

Один день (8 - 9 часов) государь проплыл по Волге, минуя Жигулевские горы, но основное путешествие на лошадях – главном транспортном средстве до появления железной дороги. Сам себя Александр 1 называл "жителем коляски".
Кортеж «августейшего» путешественника был разделен на 3 части, они двигались друг за другом с разрывом примерно в 2 часа, чтобы отдохнувших лошадей можно было запрягать в следующем отделении.

На первую, головную часть, возлагалась задача подготовки мест отдыха Государя. Во второй части царского поезда ехал сам Александр Павлович и его свита на четырех экипажах запряженных «шестириком» (шесть лошадей попарно друг за другом – цугом).

Дормез, карета Багратион. Снимок из открытых источников.
Дормез, карета Багратион. Снимок из открытых источников.

Царский экипаж, дормез, мог превращаться в спальную карету, в нем были откидные сидения и пассажир мог отдыхать лежа.

Замыкал колонну фельдъегерь, который платил прогонные на почтовых станциях (если приходилось там брать курьерских лошадей , взамен выбывших из строя).

Государю приходилось останавливаться на почтовых станциях для отдыха, там можно было отобедать да и просто размять ноги после утомительной езды по российским дорогам.

Здесь уместно отметить, что перед поездкой императора, одну из российских бед – «дураки и дороги» пытались несколько смягчить, (я говорю не о дураках). С весны 1824 года на тех дорогах, где предполагался пройти маршрут царского каравана, проводили ремонты. Реставрировали мосты и мостики, построенные еще в Екатерининские времена, ставили верстовые и граничные столбы, заваливали камнем заболоченные места, устраивали паромные переправы через реки.

Наводили порядок и на почтовых станциях, которые располагались через 40 – 50 верст на больших дорогах. В старину, с 13 века, со времен Золотой Орды, они назывались « Ям», помните: «Когда я на почте служил ямщиком, был молод, имел я силенку….». Станции были казенными учреждениями, во главе стоял станционный смотритель, низший чиновник Российской империи, он нанимал молодых, трезвых мужиков для работы ямщиками.

Предназначались станции, в первую очередь, для перевозки почтовых отправлений, для перевозки «государевых» людей и простых путников. На станциях содержалось до 25-ти подменных лошадей и тройка резервных, курьерских.

Государственных курьеров ямщик был обязан зимой и летом возить со скоростью 12 верст в час, во время распутицы весной и осенью допускалось снизить скорость до 11 верст в час. (Как ямщики определяли скорость, где у них был спидометр? Только опыт, «чуйка»!).

При хорошей погоде, при смене лошадей и с отдыхом, удавалось за сутки проезжать 150 – 170 верст

Фотография портрета Александра 1. Снимок из открытых источников.
Фотография портрета Александра 1. Снимок из открытых источников.

«Всеавгустейший путешественник» отбыв из Царского села 16 августа, проехав более тысячи верст 16 сентября прибывает в Уфу и после двухдневного отдыха направляется в сторону казенного Златоустовского горного округа.

Вот сейчас, Уважаемый Читатель, Вы сумели добраться до сути моего сочинения – как встречали высокопоставленного путешественника в первой четверти 18 века и сделать вывод, а много ли изменилось в 21 веке при визите высокопоставленных лиц ?

Горный начальник Златоустовского горного округа С.П. Татарников высылает предписание управителю Саткинского металлургического завода, через поселок которого проедет Государь император, покрыть дома, стоящие у дороги новым тёсом (досками) и покрасить красною краскою, а заплоты (заборы) и стены с улицы желтою краской. В предписании дан рецепт, как такую краску изготовить.
С дороги убрать навоз и солому, посыпать речным песком и содержать в чистоте до проезда императора. Встречающих мужиков переодеть в новые рубахи и сапоги и отвечать на приветствие Государя: "Здравия желаем Вашему Императорскому Величеству!"

20 сентября, переправившись на пароме через реку Ай у барочной пристани Саткинского металлургического завода, государь поздно вечером прибыл в Сатку.

Переночевав в доме управителя, Александр 1 Павлович на следующий день, 21 сентября, прослушал в церкви божественную литургию и ознакомившись с действием металлургического завода отправился в Златоуст.

-4

После прибытия в центр горнозаводского Урала государь посетил оружейную фабрику и остался весьма доволен работой русских и немецких оружейников. На фабрике ему преподнесли в дар холодное оружие, 12 клинков украшенных русскими и немецкими мастерами. Это оружие в настоящее время хранится в Петербурге в Государственном Эрмитаже.

Переночевав в доме горного начальника (ныне краеведческий музей), государь направился на Миасский завод и посетил там золотой прииск, названный в его честь Царево – Александровским.

Работа на золотом прииске. Изображение Яндекс.Картинки.
Работа на золотом прииске. Изображение Яндекс.Картинки.

За три часа до его приезда на прииск мастеровой Дементий Петров нашел самородок в 8 фунтов весом (фунт = 0,454 кг.). Александр Павлович тоже решил испытать счастье, спустился в забой и вместе с рабочими нагрузил бадью 22 пудами (пуд = 16,38 кг) золотоносного песка, из него намыли 12 золотников ( 1 золотник = 4,265 г.). Золотой самородок, очищенный от сопутствующей породы был подарен государю, который его использовал как пресс – папье на своем рабочем письменном столе.

Дементий Петров за найденный самородок был награжден 500 рублями, весьма приличной по тем временам суммой.

После Миасского завода царский кортеж направился в сторону Екатеринбурга, но это совсем другая история.

Проезд Александра 1 по Златоустовским заводам произвел на него самое благоприятное впечатление. 29 декабря 1824 года Горный начальник Златоустовских заводов получил сообщение что Государь Император Всемилостивейши пожаловал рабочим людям Златоустовских заводов пять тысяч рублей. Деньги по ведомости были выданы рабочим Златоустовских заводов. (В Златоустовском архиве эти ведомости сохранились, все денежки выданы мастеровым и работным людям, "распила" не было.)

В 1825 году, во время поездки в Таганрог, Александр 1 внезапно скончался. Загадочная смерть императора породила много слухов, по одной из версий император инсценировал свою смерть, стал отшельником и поселился в Сибири. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Уважаемый читатель! Если Вы прочитали или просмотрели мою статью, поставьте лайк. Напишите в комментариях с чем Вы не согласны и я отвечу.

Подпишитесь и мы о многом поговорим.