Найти в Дзене
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

Каким было Рождество у первых христиан?

История Рождества - одного из самых древних христианских праздников.

Ранние Христиане с незапамятных времён праздновали Пасху, каждый год вспоминая страдания Христа, и каждую неделю пышно праздновали Его чудесное воскрешение.

Праздник Рождества появился немного позднее.

Наверное, потому, что в древней Иудее праздновать чей либо день рождения было не принято - приход человека на свет считался нечистым и даже греховным. Считалось, что на этом свете человека ожидало множество страданий.

Этот взгяд от иудеев унаследовали и первые христиане. Кроме того, празднование дня рождения связывалось христиан с языческими обычаями, о которых они знали из Писания. Так, свой день рождения праздновал фараон (Быт. 40:20) и царь Ирод Антипа:

по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским.
— Мк. 6:21

(Это был именно тот день, когда Ирод повелел обезглавить Иоанна Крестителя).

Зато в те времена у христиан широко праздновалось Богоявление, оно же Крещение Господне. Этот праздник гораздо более древний, возможно, ещё апостольских времён, и он праздновался 6 января. Уже во 2 веке о Благовещении упоминает Климент Александрийский.

Первые христиане в этот день вспоминали не только Богоявление, но и Рождество. А также поклонение волхвов, начало проповеднической деятельности Христа и даже превращение воды в вино на свадьбе в Канне Галилейской. Это был настоящий праздник Христа, живого Бога на Земле.

Икона "Жены Мироносицы у Гроба Господня. Вознесение. Распятие. Рождество Христово. Крещение", 6 век, Музей Ватикана.
Икона "Жены Мироносицы у Гроба Господня. Вознесение. Распятие. Рождество Христово. Крещение", 6 век, Музей Ватикана.

Богоявление в один день вместе с Рожеством до сих пор празднуется в Армянской Апостольской Церкви. Эта традиция смогла сохраниться, потому что Армянская церковь отделилась от Византийской ещё в 6 веке.

В 313 году совершилось самое знаменательное в истории Церкви событие. Византийский император Константин Великий издал Миланский эдикт и легализировал христианство.

Консантин Великий, который легализировал христианство.
Консантин Великий, который легализировал христианство.

В это время в христиансткую церковь начало прибывать большое количество язычников. Однако у этих язычников были и свои традиции. В частности, 25 декабря они праздновали День рождения непобедимого Солнца.

Так, на 25 декабря тогда приходился день зимнего солнцестояния, и в последующие дни продолжительность светового дня начинает увеличиваться. Это дало римлянам повод для воздавания чести Митре - солнцу на небосводе. Этот день был центральным в жизни язычников и праздновался с большим размахом. В этот день среди языческих жрецов было принято гадать и пророчествовать будущее.

Чтобы отучить язычников поклоняться Солнцу, император Константин и задумал приурочить к этому дню Рождество Христово. Так праздник остался, но его суть изменилась. Теперь жрецам не оставалось ничего, кроме как славить в этот день появление на свет Спасителя.

Со временем, из-за неточностей юлианского календаря, солнцестояние сместилось на 22 декабря, а Рождество так и осталось - 25.

Христиане на Востоке не сразу приняли этот праздник. Здесь ещё долго сохранялся консеративный взгляд на празднования дня рождения. Лишь к концу 4 века восточные христиане смогли проникнуться его теологическим смыслом. Ещё позднее этот праздник утвердился в Палестине - в 560 году после указа императора Юстиниана.

Примерно в 330 году Константин Великий построил над пещерой, в которой по преданию был рождён Иисус, Храм Рождества. Этот храм является одной из наиболее почитаемых святынь и сегодня.

Храм Рождества. Пещера Рождества, место, в котором, согласно древнему христианскому преданию, родился Иисус Христос.
Храм Рождества. Пещера Рождества, место, в котором, согласно древнему христианскому преданию, родился Иисус Христос.

Примерно в то же время появляется и первая рожественская иконография - то есть иконы и другие изображения, связанные с Рождеством.

Самые первые из них - это фрески в катакомбых Сан-Себастьяно в Риме, они относятся в 380 году. Подобные изображения появляются и на саркофагах.

Рождество Христово в катакомбах Сан-Себастьяно. Дева Мария, которая держит младенца на руках, и два волхва, приносящие дары.
Рождество Христово в катакомбах Сан-Себастьяно. Дева Мария, которая держит младенца на руках, и два волхва, приносящие дары.

Центральное место на этой иконографии занимает фигура Богоматери на ложе. Вокруг неё - ясли, фигуры пастухов, вола и ослицы. Только с 5 века в сцене Рождества начинают изображать Иосифа Обручника.

Рождество Христово, Монастырь святой Екатерины, Синай, 11 век.
Рождество Христово, Монастырь святой Екатерины, Синай, 11 век.

Кстати, откуда вообще пришёл этот сюжет, изображение вола и осла? Которых, к тому же, начали изображать перед Иосифом? Тем более, что в Евангелии вообще нет никакого упоминания об этих животных. Об этом я обязательно напишу в следующей статье.

Если Вам понравилась статья, ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал! Вы также можете поддержать его развитие, угостив автора чаем: