Интересно ли вам знать, как встречали главный праздник в году классики русской литературы? Кто кутил с размахом, а кто привык отмечать Новый год в узком кругу?
Александр Сергеевич Пушкин обычно праздновал Новый год в кругу близких. Посещал балы и маскарады, которые традиционно устраивались на протяжении всех зимних праздников, но на них долго не задерживался, а к 30 годам вообще разлюбил эти мероприятия. Иногда Пушкин куражился. Новый 1831 год поэт встречал с известной в Москве исполнительницей цыганских песен Татьяной Демьяновой, описав это событие в письме Вяземскому:
«Новый год встретил я с цыганами и с Танюшей, настоящей Татьяной – пьяной...».
Анна Ахматова также предпочитала семейные посиделки на Новый год. Но один из праздников, 1959-й или 1960-й, она отмечала с молодыми подругами Каминской и Анаксагоровой в Таллине. Три Анны собрались вместе с одном кафе, много говорили, обсуждали знакомых и других поэтов и писателей. Вскоре все посетители заведения были в курсе того, что Ахматова думает о Маяковском, Лермонтове, Толстом, Баталове и др.
Редко выбирался в гости Антон Чехов. Праздничным визитам и встречам он предпочитал письменные поздравления и исправно слал близким и друзьям поздравительные открытки. В одном из своих святочных рассказов Чехов писал: «Радоваться такой чепухе, как Новый год, по моему мнению нелепо…», но в письме брату Михаилу признался, что просто не очень верит в «Новый год и его особенности». Между тем в семье Чеховых была маленькая, но интересная традиция: печь праздничных пирог с сюрпризом. Внутрь запекался гривенник, все члены семьи брали по куску пирога, и тот, кому доставалась монета, с этого дня считался везунчиком.
Михаил Булгаков праздновал Новый год с размахом, предпочитал шумные посиделки с толпой гостей или сам будучи гостем. Он ходил на вечеринки и любил эффектные появления, например, представлялся на приеме иностранным гостем или оставался инкогнито. Булгаков любил вкусно поесть, а так как денег особо не было, иногда решался испытать судьбу. Его товарищ Валентин Катаев вспоминает, как однажды они оставили праздничный стол и с общими тремя рублями в кармане отправились в казино. Удача улыбнулась игрокам, и к столу они явились с гостинцами. О том, как любили веселиться в доме Булгаковых вне зависимости от масштабности праздника, свидетельствуют дневниковые записи супруги Булгакова, Елены:
– Елка была… Миша заиграл марш, и ребята влетели в комнату… (1934 год).
– Новый год встретили дома. Пришел Женичка, зажгли елку. Были подарки, маски, сюрпризы, большие воздушные мячи. С треском разбили Миша и Сергей чашки с надписью «1936-й год».
Играть любили и в семье Марины Цветаевой, но немного иначе. В новогоднюю ночь все собирались у праздничного стола, зажигали свечи и устраивалась семейная лотерея. На ней разыгрывались подарки (обменяться впоследствии было возможно). Поэтесса с теплотой вспоминала эту давнюю традицию и устраивала лотерею для приглашенных друзей. Домашние праздники в доме Цветаевой, как в детстве, проходили в торжественной, но теплой обстановке.
Любил радовать окружающих Лев Толстой. Каждый год он устраивал в Рождественские праздники костюмированные маскарады для детей. Накануне Нового года в его доме делались новогодние игрушки на ёлку и изготавливались тряпичные куколки, которых потом Толстые раздаривали крестьянским детям. В общем веселье участвовали все от мала до велика. Добрую традицию дарить подарки незнакомым людям Лев Николаевич заимел еще в детстве. В 1843 году, когда ему было 15 лет, он поздравил живущих рядом детишек, одарив каждого вкусностями: крымским яблоком, тульским пряником и шоколадной конфете, которая в ту пору считалась у крестьян диковинкой.
Читайте наш канал и любите литературу!