Некоторые еще помнят времена, когда дети начинали изучение английского с пятого класса. Модное раннее развитие сдвинуло введение иностранного языка на более младший возраст. Теперь уже никого не удивишь английским с пеленок. Его включают в программы по подготовке к школе, в первом классе предлагают платный кружок, со второго класса обучают всерьез, устраивая словарные диктанты и проверяя технику чтения.
Болтают ли ученики пятого класса на иностранном языке, как на родном? К сожалению, нет. Преградой на пути изучения АЯ в начальной школе становятся следующие проблемы:
- завышенные программные требования;
- несерьезное отношение родителей к изучению иностранного языка;
- отсутствие методической базы у преподавателя;
- частая смена учителей;
- интерференция родного языка;
- недостаточное развитие памяти, мышления и внимания.
- Завышенные программные требования.
Учебно-методические курсы проходят долгий путь до школ. Они написаны профессионалами, опробованы опытными учителями в классах гимназий и школ крупных городов. Ученики, показавшие отличные результаты, часто дополнительно занимаются с репетиторами и хорошо мотивированы.
Затем УМК попадает в обычную школу, где дети оказываются один на один с огромными списками слов, сложными текстами и запутанной грамматикой. Домашнее задание они предпочитают списать из ГДЗ, а после двоек за контрольную всему классу попросить учителя переписать работу.
При снижении уровня сложности система выравнивается: ребята видят посильность заданий и охотнее их выполняют. Небольшой результат лучше, чем никакого.
2. Несерьезное отношение родителей к изучению иностранного языка встречается довольно часто. Русский язык, математика и даже окружающий мир рассматриваются как важные предметы. Английский язык — как дополнительный, почти кружковый. Значит, правило по нему можно не учить, проект забыть принести, отправленные аудиозаписи не включать.
К сожалению, отрицательное отношение к уроку передается ученику, его мотивация и старание уменьшаются. Учителю нужно говорить с родителями на родительском собрании, вызывать их индивидуально, объясняя необходимость систематического изучения английского языка.
3. Отсутствие методической базы у преподавателя. Эта проблема вызвана пробелами в программах вузов по подготовке учителей английского. Выпускники не умеют работать с детьми: не адаптируют язык, дают инструкции только на русском языке, используют мало коммуникативных заданий, проводят скучные уроки или не знают, как перейти от алфавита к чтению слов.
Это легко решается использованием книги для учителя по используемому УМК. Там обычно даются советы по использованию наглядности, проведению коммуникативных игр. Следование инструкции приучает строить уроки по определенной схеме, не пропускать разминку, вывод в речь, подготовку к чтению и аудированию.
4. Частая смена учителей. К сожалению, это одна из основных причин отставания детей от программы. Каждый новый преподаватель приходит со своими правилами. Ему требуется время для знакомства с классом, а детям — для перестройки на новые требования.
Молодые учителя английского часто сменяются в школах. У них есть больше перспектив, чем у преподавателей других предметов, нет необходимости терпеть плохие условия. Они стараются найти комфортное место работы вне стен школы.
5. Интерференция родного языка. Начальная школа — время интенсивного обучения. Дети много читают, пишут и говорят на родном языке, поэтому в английский язык проникает фонетическая интерференция, например, в слове “ocean” дети ставят неправильно ударение, опираясь на произношение этого слова на русском языке. Грамматическая интерференция возникает, когда правила употребления определенных конструкций не совпадают в русском и английском языках. Например, фразу “have breakfast” дети переводят “иметь завтрак”, а не “завтракать”.
6. Недостаточное развитие памяти, мышления и внимания.
Зарубежные исследователи выделяют следующие особенности младшего школьного возраста:
- низкая концентрация внимания;
- предрасположенность к кинестетическим формам работы;
- предпочтение изучать целое, а не частное;
- концентрация внимания происходит здесь и сейчас;
- понимание ситуации опережает понимание использования ИЯ;
- быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;
- механическая память преобладает над логической.
Это норма, но бывает, что дети не воспринимают объяснения учителя, потому что рассеянно смотрят в окно или забывают правила, так как механическая память недостаточно развита. В таком случае следует понизить уровень требований и включать в урок задания на развитие произвольного внимания, памяти и логического мышления.
С перечисленными проблемами при изучении английского языка сталкиваются не только дети, но и взрослые. Школьники чувствуют большее давление отрицательной мотивации из-за оценок. Это провоцирует еще одну важную проблему — страх неудачи.
Задача учителя — провести ученика в мир английского языка, учитывая психологические особенности младших школьников и максимально нейтрализуя все возникающие затруднения.