Одним из важнейших навыков, которые ребенок развивает в процессе творческого раскрашивания или чирканья каракуль умение правильно держать карандаш и писать аккуратно. То, как ребенок захватывает карандаш в любом возрасте, может быть показателем развития его мелкой моторики.
Есть много причин, по которым могут развиться неправильный захват карандаша. Хорошая новость заключается в том, что большинство из этих причин очень легко выявить и устранить. Задача статьи заключается в том, чтобы научится распознавать причины, по которым развивается неправильный захват карандаша. А также разберемся, какие приемы и методы существуют для исправления уже сложившихся неправильных привычек.
Неправильный захват карандаша
Став взрослым, вы, вероятно, очень мало думаете о том, как вы держите карандаш, и как вы пришли к развитию навыков, необходимых для аккуратного письма и правильного использования карандаша. Правда в том, что пользоваться карандашом или ручкой не так просто, как кажется, и каждый человек вкладывает много времени, сил и энергии в развитие этого навыка на протяжении всего своего детства. Мелкая моторика, связанная с захватом карандаша и аккуратным письмом, является важной частью развития других навыков мелкой моторики у детей, а также помогает в развитии их зрительно-моторной координации.
Способность держать карандаш не является врожденной или инстинктивной. Это навык, который должен быть приобретен, взращен и поддержан. Поскольку ребенок проходит различные стадии развития двигательных навыков. Ниже мы представили обзор различных форм дисфункционального захвата карандаша. Но также важно, чтобы взрослые помнили, что каждый ребенок проходит в своем темпе через этапы развития. Обязательно разберитесь, какой тип захвата является нормальным для каждой возрастной группы. Эти знания помогут вам обеспечить соответствующую поддержку своему ребенку.
Почему ребенок привыкает держать карандаш неправильно?
Неправильный захват карандаша может развиваться по многим причинам. Эти причины часто связаны с возрастной слабостью мышц, и их очень легко исправить у детей. Но важно понимать, что предположение, что правильный захват ребенок разовьет сам, когда будет готов – ошибочно! Да, человеческое тело способно научиться захватывать карандаш и пользоваться им, но использование этого инструмента не инстинктивно. Захват карандаша - это навык, который взрослые должны контролировать и помогать своему ребенку его освоить.
Если у ребенка развивается неправильный захват карандаша, чаще всего это происходит по очень практическим причинам. Дети любят писать и раскрашивать, и когда они приходят в школу, где требуется больше времени держать ручку, неразвитые мышцы пальцев, предплечья и плеча заставляют их находить компенсаторные формы захвата.
Важно, чтобы взрослые понимали, в чем корень этой проблемы, и вовремя могли направить усилия на ее решение.
Слабые мышцы пальцев
Мышцы рук взрослого человека довольно сильны, но без практики они не обретают такой силы. Маленьким детям нужно время и специальные игры и упражнения, которые давали бы им нагрузку на нужные мышцы. Это одна из причин того, что творческая игра, раскраска и каракули очень важны. Эти занятия помогают детям развить силу, необходимую им в пальцах, развить мелкую моторику, необходимую для правильного захвата карандаша, а заодно и выполнять многие другие мелкомоторные задачи.
Отсутствие координации
Маленькие дети с недоразвитыми мышцами и пространственным восприятием могут довольно быстро уставать. Иногда неправильный захват является попыткой ребенка компенсировать отсутствие координации, предоставляя ему возможность контролировать свой карандаш любым доступным ему способом. Многие дети просто делают то, что работает, чтобы компенсировать свои неразвитые координационные навыки.
Слабые плечевые мышцы
Еще одна удивительная причина неправильного захвата карандаша - слабые мышцы плеча. Мышцы рук и плеч вовлечены в процесс схватывания и письма больше, чем вы думаете и если эти мышцы недостаточно развиты, это может привести к неправильному захвату карандаша.
Использование недоминирующей руки
Это не так распространено, как раньше, но все-таки еще можно встретить родителей, которые хотят переучить своего ребенка-левшу. Помимо дополнительных трудностей, которые это добавляет ребенку, это также может привести к неправильному захвату.
Обучение у сверстников
В некоторых случаях дети могут сформировать неправильный захват карандаша просто из-за обучения у своих сверстников или братьев и сестер. Дети очень адаптивны, и хотя они, возможно, наблюдали неправильную технику, многие компенсируют это, чтобы заставить ее работать. Если ребенок не сталкивается с трудностями из-за своей недоразвитой хватки, он просто не может двигаться дальше до следующей стадии развития. В этом случае дети часто обнаруживают, что им трудно перейти от большого, детского письма к более развитому, мелкому и тонкому письму, необходимому в школе.
Типы неправильных захватов карандашей
Существует целый ряд различных способов, которыми дети могут неправильно захватывать ручку. Важно иметь в виду, что многие из этих неправильных захватов становятся проблемой только в том случае, если ребенок не развивается в следующую стадию. Дети держат карандаши по-разному вплоть до шестилетнего возраста, в зависимости от уровня своего развития.
Неправильный захват карандаша детьми
Кулачковые захваты: кулачковые захваты, как правило, являются наиболее распространенной и наиболее заметной формой неправильного захвата карандаша. Но сжатый в кулак карандаш - это нормальный способ раскрашивания и каракули для детей до трех лет.
Четырехпальцевый захват: с помощью четырехпальцевого захвата дети контактируют с карандашом или ручкой всеми своими пальцами и большим пальцем, используя свое письмо для перемещения карандаша по бумаге. Это умение писать нормально у детей в возрасте 3-4 лет.
Поддержка третьего и четвертого пальцев: известный как ”статический штативный захват", этот захват карандаша очень близок к правильному захвату, но включает в себя использование безымянного пальца для поддержки пишущего инструмента. Некоторые дети могут даже добавить свой мизинец к этой хватке. Статический захват штатива является нормальной частью развития хватки, и часто наблюдается у детей в возрасте от 4 до 6 лет.
Другие неправильные формы захвата: Существует бесконечное множество неправильных форм захвата, но нужно помнить, что только «правильный» захват самый эргономичный и позволяет добиться красивого почерка.
В возрасте от 6 до 7 лет должен появиться "правильный" захват карандаша: карандаш управляется большим, указательным и безымянным пальцами. Чтобы гарантировать, что дети развивают этот захват, важно следить за их развитием в более раннем возрасте, чтобы быть уверенным, что они совершенствуются и движутся в нужном направлении.
Последствия неправильного захвата карандаша
Дети, которые формируют неправильный захват карандаша, могут столкнуться со множественными сложностями в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Усталость
Неправильный захват карандаша может привести к тому, что мышцы руки устанут гораздо быстрее.
Дискомфорт может привести к неправильной осанке и нелюбви к письму
Письмо требует большого напряжения мышц, силы и точности. Когда у ребенка развивается дисфункциональный захват карандаша, по мере взросления, быстрая усталость и неприятные ощущения в руке, предплечье и плече могут сформировать неправильную осанку, и как следствие, искривление позвоночника.
Дискомфорт вызванный, задействованием компенсаторных мышц, может привести к тому, что в более старшем возрасте ребенок попросту не сможет писать быстро и много.
Проблемы с аккуратным написанием
Неправильный захват ручки или карандаша приводит к тому, что ребенку сложно научиться писать аккуратно.
Как помочь детям развить правильный захват карандаша?
Очень важно, чтобы вы проверили захват карандаша вашего ребенка и вовремя определили, нужна ли ему поддержка или нет. Навыки, выработанные в этом возрасте, будут служить вашему ребенку всю его жизнь и помощь в правильном развитии мелкой моторики будет строительным блоком для других навыков позже.
Мероприятия по исправлению детского захвата карандаша
Если вы заметили, что ребенок неправильно держит карандаш, есть много способов как решить эту проблему. Чтобы выбрать правильный метод, важно, чтобы вы внимательно рассмотрели, как и почему у ребенка развивается неправильный захват, а затем выбрали правильное направление, которое поможет ему это исправить.
Увлекательные занятия, развивающие навыки
Помимо письма и работы с карандашом, есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь ребенку развить свою координацию и мелкую моторику, и в конечном итоге развить функциональный захват ручки.
Вот некоторые виды деятельности, способствующие развитию «нужных» мышц:
◆ Пальчиковые и ручные игры
Дети, у которых развивается неправильный захват карандаша, могут не решаться тратить слишком много времени на использование карандаша, раскрашивание или рисование. К счастью, есть много других вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь детям укрепить свои мышцы и развить их координацию. Игры-потешки, связанные с движением рук и пальцев.
◆ Ремесла и живопись
Выполнение небольших поделок и рисование может быть отличным способом помочь им привыкнуть к движениям и координации, связанным с написанием карандашом.
◆ Игры с пластилином
Работа с пластилином - отличный способ для детей развить силу и координацию в своих руках, предплечьях и плечах.
◆ Награждение наклейками
Дети любят наклейки. Поиск книги с наклейками, которая просит ребенка аккуратно разместить наклейки на странице, поможет ему развить координацию рук и глаз и пространственное восприятие на бумаге. В качестве бонуса наклейки создают отличную систему вознаграждения для ребенка.
Используйте специальную ручку или насадку
Многим детям, у которых возникают проблемы, связанные с неправильным захватом карандаша, можно помочь, работая со специальными регулировочными ручками или насадками для карандашей.
Дети развиваются с разной скоростью, но важно, чтобы дети, когда они будут готовы, все-таки пришли к «правильному» захвату. Помните о том, что важное условие для успешного формирования правильной привычки является понимание самим ребенком важности данного навыка и его желание!
Настойчивость и постоянство – вот слагаемое успеха в исправлении привычки. Если взять и каждый день перед началом домашних заданий делать упражнения, хотя бы 10-15 мин., то довольно скоро можно увидеть результаты и порадоваться успехам вашего ребенка.