Найти тему

Кто такие трубадуры и какие стихи они посвящали своим Прекрасным Дамам?

Рождение героического эпоса, о котором я рассказывала в прошлой статье, было связано с появлением рыцарства, как общественного явления. Главной задачей этого сословия было умение воевать. Отсюда некоторая грубость, простота и безыскусность тех сюжетов, которые становились со временем эпическим произведениями.

Однако, к периоду зрелого средневековья, когда произошёл спад волны крестовых походов, существенно изменился и идеал рыцаря. Если раньше более всего ценились его воинственность, неприхотливость в быту и суровость, то теперь главным достоинством становится куртуа́зность, предусматривающая учтивость и изысканность манер, умение вести себя в благородном обществе, соблюдение определённых ритуалов и правил придворного этикета.

Всё это повлекло за собой появление новых видов и жанров литературного творчества. XII-XIII века – время расцвета рыцарской лирической поэзии. Первое место здесь принадлежит Прова́нсу – району на юге Франции.

Э. Б. Лейтон. Посвящение в рыцари. (Accolada)
Э. Б. Лейтон. Посвящение в рыцари. (Accolada)

Теперь сочинительство – удел утончённого феодала-рыцаря, который в Провансе назывался трубаду́ром (от старофр. – ««сочинять, изобретать и находить»), в Северной Франции – труве́ром (от фр. – «придумывать», «сочинять»), а в Германии – миннези́нгером (от нем. - «певец любви»).

Средневековые менестрели.
Средневековые менестрели.

История сохранила для нас не только образцы куртуазной поэзии, но и имена её создателей (сегодня их известно около 600, среди них, примерно, три десятка женщин-поэтесс). Назовём некоторые из дошедших до нашего времени имён трубадуров: Гильо́м Аквита́нский, Берна́рт де Вентадо́рн, Бертра́н де Борн, Джауфре́ Рюде́ль, Гильо́м де Кабеста́нь, Ва́льтер фон дер Фогельве́йде, Аилено́ра Аквита́нская и др.

Средневековые музыканты
Средневековые музыканты

Свои произведения трубадуры (труверы, миннезингеры) исполняли, как правило, нараспев, под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента, на котором им подыгрывали представители более низкого сословия – профессиональные музыканты, называвшиеся менестре́лями или жонглё́рами.

Средневековые придворные музыканты.
Средневековые придворные музыканты.

Постепенно вырабатывались характерные поэтические жанры, отражающие образ мыслей и мировоззрение феодала-рыцаря. Таковы, например, серве́нта (от sirventes — «служебная песня») – произведение политического содержания, тесо́на (от tenso — спор) – спор-диалог на философские темы и др.

Однако, самое большое место в творчестве трубадуров занимает любовная тематика, благодаря возникшему в это время культу Прекрасной Дамы.

Рыцарь поклоняется Прекрасной даме. Средневековая миниатюра.
Рыцарь поклоняется Прекрасной даме. Средневековая миниатюра.

Согласно куртуазному этикету, Дамой Сердца идеального рыцаря, должна была быть замужняя женщина, стоящая на более высокой ступени социальной иерархии (жена сеньора (сюзерена)). Иногда Прекрасная Дама и вовсе не существовала в реальности – она была плодом воображения рыцаря – его идеальным представлением о Женщине, часто сливавшимся с образом Богоматери.

Поэтому взаимное чувство между ними, а тем более, физическая близость были невозможны: единственное, на что мог рассчитывать рыцарь – это лишь бескорыстное служение (подобное вассальским отношениям с сюзереном), в обмен на некоторую благосклонность этой Дамы (от приветливой улыбки до целомудренного поцелуя).

Благословляю день знакомства с тою,
Что душу мне покорила и тело;
Она мое сердце своей добротою
Приворожить к себе сумела.
Меня навек отныне полонил
Образ ее, благой и прекрасный,
И алый рот с улыбкой ясной.
Я мысли и чувства направил к ней -
К милой, чистой и доброй безмерно;
Нас много ждет счастливых дней,
Если будет она милосердна.
Жизнь полюбить меня научил
Образ ее, благой и прекрасный,
И алый рот с улыбкой ясной.
Вальтер фон дер Фогельвейде.
Эдмунд Лейтон. Посвящение.
Эдмунд Лейтон. Посвящение.

То есть, идеальным состоянием для влюблённого, становилась безответная любовь, неразделённое чувство, которое воспринималось не как повод для отчаяния, а как своеобразная награда, стимул для свершения подвигов и самосовершенствования.

Такая платоническая любовь–радость, любовь-служение, чувство высокое и куртуазное называлась fin’amors, в противовес fols’amors - чувству земной физической любви-страсти, воспринимавшейся как нечто грубое, низкое, варварское.

Эдмунд Лейтон. Бог в помощь.
Эдмунд Лейтон. Бог в помощь.

Однако в творчестве рыцарей-поэтов и тот и другой вид любовного переживания были представлены в равной степени. Для излияния fin’amors, чаще всего использовался жанр, называвшийся кансо́на или канцо́на (от фр. chansons - песня), в котором герой рассказывал о своём благородном любовном томлении.

Когда впервые вас я увидал,
То, благосклонным взглядом награжден,
Я больше ничего не возжелал,
Как вам служить - прекраснейшей из донн.
Вы, Донна, мне одна желанной стали.
Ваш милый смех и глаз лучистый свет
Меня забыть заставили весь свет...
(Фрагмент канцоны). Гильом де Кабестань

Для таких стихов характерны резкая смена настроений, противопоставление радости и грусти, колебания от счастливой эйфории до полного отчаяния.

Нередко, кансоны представляли собою диалог между влюблённым рыцарем и Дамой его Сердца, наставляющей его на верный путь, поощряющей или порицающей за излишнюю пылкость.

«О госпожа, сердиться не надо.
Верьте, учтив и приятен мой слог.
А для меня и честь и награда —
Если б я вам понравиться мог.
Я женщин красивее вас не видал,
Если же вы красоту с добротою
Соединили в себе — я не скрою:
Вы достойны высших похвал».

«Что же, хвалите, если угодно,
Видите, я уже не дитя.
Тот, кто воспитан, может свободно
Все мне сказать — и всерьез и шутя.
Мне говорили, что я хороша,
Но я бы хотела еще и другого:
Быть женщиной в лучшем значенье слова.
При красоте важна и душа»...
Фрагмент канцоны Вальтера фон дер Фогельвейде.
Э.Б.Лейтон. Тень
Э.Б.Лейтон. Тень

Совсем иными по характеру и сюжету были стихи, связанные с fols’amors, представленные жанром пастуре́ла или пасторе́ла (от фр. pastorela– пастушка). В них в форме диалога рассказывалось о встрече рыцаря с пастушкой. Как правило, в пастурелле, рыцарь, очарованный прелестями девушки, склонял её к близости, а пастушка, весьма умело и остроумно давала ему отпор.

Встретил пастушку вчера я,
Здесь, у ограды блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная,
Чепчик - от ветра прикрыться.

К ней обратился тогда я:
- Милочка! Буря какая
Нынче взметается злая!
- Дон! - отвечала девица.-
Право, здорова всегда я,
Сроду простуды не зная,-
Буря пускай себе злится!
Фрагмент пастуреллы Маркабрю
Средневековая миниатюра. Влюбленные.
Средневековая миниатюра. Влюбленные.

На грани между этими двумя видами любви находился образ благородного рыцаря, который связан с Дамой Сердца не только платоническим чувством. Их взаимная, одновременно высокая и низкая любовь является более мукой, чем радостью, так как счастье, которое приносят им встречи, кратковременно (напомню, что возлюбленная рыцаря замужем), а часы, проведённые в разлуке горьки и томительны.

Об этом повествуется в а́льбах (от фр. alba – утренняя заря), участниками которых являются влюблённый рыцарь и его Дама, проведшие ночь вместе и горько переживающие вынужденное скорое расставание. Нередко в альбе присутствует ещё один персонаж - слуга рыцаря или стражник, дающий сигнал о приближении дня (а иногда о внезапном появлении отца или мужа девушки).

Боярышник листвой в саду поник,
Где донна с другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...

- Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...
Фрагмент альбы неизвестного автора.
 Э. Б. Лейтон. Влюблённые (Тристан и Изольда)
Э. Б. Лейтон. Влюблённые (Тристан и Изольда)

В соответствии с требованиями времени и куртуазности, в феодальной среде зарождается ещё один жанр литературы - рыцарский рома́н, пришедший на смену эпосу. О нём читайте в следующей публикации.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Средневековый город - колыбель готического стиля.
Готические соборы - архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
"Полны чудес сказанья, давно минувших дней..." Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка - символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи - великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.