Найти в Дзене
Учитель гармонии

Логопедическая группа детсада: VIP или инклюзия?

Оглавление

Сразу скажу: у меня немалый опыт взаимодействия. Дочь и старший сын прошли "полный курс", пятилеточка ныне "в деле", малыша непременно подключу - как только время придёт.

Я крепко работающая мама 40+, музыкант, преподаватель СПО. Учила и экстра-талантов, и сложных подростков, в том числе сирот, и инвалидов по зрению. В педагогике уже больше двадцати лет, а вот в материнстве пока только десять. Взгляд изнутри, восприятие свежее.

Позвольте поделиться!

Для начала, замечу: логопедические группы, как и целиком специализированные ДОУ - редкость. Иной раз придётся потратить время и энергию на поиск - но может и просто повезти. Нашей семье именно повезло: на логопедию ориентирован садик, ближайший к моему месту работы. Нам не пришлось ничего менять.

Логопедические группы, по идее своей - старшая и подготовительная, то есть, попасть в них можно за два года (как вариант, за год) до поступления в общеобразовательную школу. Получается, что, формально, ребёнку должно быть никак не менее четырёх с половиной лет (по факту, пять и пять с небольшим - для старшей группы отпимально).

Путёвку обеспечивают ПМПК, и получить её непросто. Не отвлекаясь на конкретные особенности здоровья моих детей, отмечу лишь, что любые взаимодействия с системой ПМПК - серьёзный квест для родителей. В самых разных ситуациях и при самых разных запросах!

Весной 2015 года мне удалось провести первого ребёнка, девочку, через все этапы "отбора". Кроме нескольких районных поликлиник, мы побывали в психоневрологическом диспансере, профильном психиатрическом ЛПУ и, собственно, в качестве финальной стадии - на ЦПМПК города Москвы. В итоге, наш вопрос (попасть в логопедическую группу своего же родного садика!) был решён положительно - и не последнюю роль здесь сыграла совокупность диагнозов. На тот момент, к мнению офтальмологов, эндокринологов и аллергологов в ПМПК прислушивались.

Дочь посещала искомую группу и занималась с прекрасными специалистами. Мои постоянные читатели знают, что наш детский сад Пресненского района (по факту, ближе к Арбату) - великолепен.

Сыновья попадали в вожделенный список к любимому логопеду по упрощённой схеме, со справкой о дизартрии от районного специалиста. "Я рада и дальше сотрудничать с вашей организованной семьёй, - говорила из года в год уникальный педагог. - А поликлиника вас отвергнет. Напишет, что ребёнок слишком здоров для нашей группы и ни в чём особенном не нуждается..." Мы слушались и выполняли рекомендации.

Во избежание неясностей, должна здесь заметить: мои дети ментально здоровы, без психиатрических нарушений, группа здоровья - вторая. У троих старших никогда не фиксировалась ЗРР, детский сад посещали с 2-3 лет. Предвижу вопросы: а зачем им особая группа, не занимают ли они чьи-то места, не обделяют ли тяжелобольных ребят, нуждающихся в пристальном внимании логопеда и дефектолога?

Все эти вопросы, разумеется, были заранее проработаны мною при подготовке решения. Я задавала их в администрации школы, детского сада - и непосредственно на ЦПМПК.

О контингенте логопедических групп, о специфике родительской ответственности, о перспективах и результатах - мой рассказ. И да, он полон восхищения.

Возможно, не везде так. Но, надеюсь, мне удастся расставить верные акценты в теме восприятия садовской логопедии.

В садик - как на работу. Это не менее ответственно, чем школа для старших брата и сестры!
В садик - как на работу. Это не менее ответственно, чем школа для старших брата и сестры!

К пяти годам ребёнка, отсутствие в произношении многих звуков (у моих ребят не хватало 7-9) - нет, конечно, не норма, но вполне преодолимая ситуация, с которой можно и НУЖНО работать ежедневно. Эта работа ВОЗМОЖНА в рамках бюджетных программ дошкольного образования.

Я встречала очень многих вовлечённых и неравнодушных мам, вынужденно водивших своих 5-6-леток в садик лишь эпизодически, чтобы регулярно попадать на частные занятия к стороннему логопеду. А ведь, по сути, жертв могло бы и не быть совсем.

Муниципальный сад с логопедическими (индивидуальными и фронтальными) занятиями пять раз в неделю - это реальность. Нужно разыскать и попасть, не более того. Массаж язычка, отработка дикционных навыков перед зеркалом - обязательно, каждое рабочее утро, перед завтраком. Групповая работа, гимнастика и логопедические развивающие игры - самое любимое занятие у старших дошкольников.

"Дети в логогруппах - скорее проблемные? Или всё же здоровые?"

- спрашивают знакомые родители, только начинающие свою "разведку боем", стоящие перед выбором: выбивать ли для пятилеточки логопедическую путёвку через ЦПМПК, или же пойти в регулярную общеобразовательную старшую группу, где, по уверениям комиссии, собирается "условная норма".

Моя статистика: ДЕТИ КАК ДЕТИ. Везде. В любой группе государственного общедоступного садика.

Очень сложные, требующие особого сопровождения неврологов, психологов и психиатров, - в отдельных ДОУ, доступ в которые строго ограничен. И это хорошо для них! Это благо, это путь к развитию и качественным скачкам. Примеры мне доступны.

Педагоги нашего садика, работающие с параллельными группами 5-6-леток (физическая культура, ритмика, музыка, театр, рисунок, конструирование), отмечают: принципиальной разницы по реакции между "логопедическими" и "обычными" детьми НЕТ. Есть и там, и там отдельные "звёздочки" - рано и бегло читающие, шустро считающие, умело танцующие, музыкально/художественно одарённые, не по годам общительные, раскрепощённые, готовые к коммуникации. Есть в любой группе свои буки и тихони, у которых тоже в жизни всё будет прекрасно... только не сразу, а если родители поднажмут.

Нет слабых и сильных, но есть семьи, сделавшие тот или иной выбор.

Контингент общеобразовательных групп "поровнее", логопедических - может быть в той или иной мере поляризован. Критерий - готовность родителей вкладываться в учение ребёнка, начиная всерьёз уже с дошкольной ступени. Таких мам и пап не смущает, что на выходные дни задаётся объёмная домашняя работа (не возможная без прямого участия старших).

Сложный вопрос - восприятие нормотипичными детьми одногруппников с выраженными психолого-психиатрическими проблемами, если таковые всё же представлены на логопедическом фланге избранного детсада. Как правило, опытные воспитатели и логопед справляются с любыми щекотливыми ситуациями внутри компании РАЗНЫХ пятилеток.

Во всяком случае, у моих детей разговоры типа "У нас есть в группе странные мальчики/девочки" как-то быстро и незаметно сходили на нет. Вот она, первая прививка инклюзии (сколь бы ни была болезненна данная тема для любого здравомыслящего гражданина).

За что я особенно ценю родительское сообщество логопедических групп? Это люди, принимающие детский сад близко к сердцу, как ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, а не как (да простят меня оппоненты) унылое детохранилище, в деятельность внутри которого иные даже и вникать особенно не намерены. (Дичь, конечно. Но - бывают и такие. К счастью, в наши дни уже меньше.)

Пути-дороги. В детский сад мы ездим на метро. Каждый будний день - и уже восьмой год. Не жалеем о своём выборе, успеваем и учить детей, и делать любимое дело.
Пути-дороги. В детский сад мы ездим на метро. Каждый будний день - и уже восьмой год. Не жалеем о своём выборе, успеваем и учить детей, и делать любимое дело.

Логопедические группы относительно малочисленны, в них не может быть, конкретно по нашим нормам, более 20 ребят. По факту, дошкольников на занятиях 12-17, и это нормальная нагрузка на педагогов, при которой возможна качественная воспитательная работа.

Злые языки говорят, что это VIP-коллективы, доступные по большому блату. В реальности же, претендовать на место могут очень и очень многие - было бы маме с папой НЕ ВСЁ РАВНО. Вопросы учебного распределения ребёнка решаются, в норме, загодя. Удача улыбнётся думающим, дальновидным, заинтересованным родителям.

P.S. Прежде чем опубликовать статью, я специально изучила статистику работы логопедических групп по другим округам Москвы, а также в нескольких районах и городах Подмосковья (не только ближнего).

Так вот, забота о детях и их речи - жива. Мои наследники были далеко не единственными, кому поставили ВСЕ звуки родного языка, попутно подготовив к школе по высшему разряду.

Ищите, родители. Всё будет.