Когда речь заходит об автомобилях (да и не только), то очень часто используются такие понятия как “качество” и “надёжность”. И очень часто люди не вполне хорошо понимают, о чём они говорят. Потому что не все имеют дипломы об инженерном образовании, а многие владельцы дипломов на самом деле образования как такового не имеют.
Поэтому я решил разобраться с этим терминами и попытался вспомнить, чему нас учили в универе (давно это было, поэтому поправьте в комментариях, если я буду не совсем точен).
Итак, определить, что такое “качество” не так уж и просто. Потому что это понятие описано в нескольких стандартах (ГОСТах) и эти описания несколько отличаются. Но мне ближе вот это определение, которое приводится в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015:
Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям
То есть простыми словами, качественное изделие - это изделие, которое ПОЛНОСТЬЮ соответствует заявленным характеристикам и требованиям стандартов и законодательства (если к изделию эти требования применимы).
Например, если заводом заявлено, что автомобиль должен заводиться при температуре до -27, то в случае, если машина не завелась при -25 можно говорить о том, что эта машина НЕ КАЧЕСТВЕННАЯ, то есть бракованная.
Теперь о надёжности.
Надёжность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования
Опять же по простому, изделие можно считать надёжным, если оно в течение установленного срока выполняет все свои функции (например, двигатель должен заводиться) и сохраняет все свои параметры (например, расход топлива). Но вот здесь мы сталкиваемся с некоторыми сложностями.
Что считать функцией?
Понятно, что для автомобиля однозначно функцией будет возможность перемещения из точки А в точку Б своим ходом. И если автомобиль сохраняет эту функцию в течение установленного срока (например, гарантийного), то его можно считать надёжным.
А вот если у него сломался футляр для очков? Является ли возможность хранить очки в футляре функцией? Или это не функция, а уже свойство, как, например, цвет кузова.
Здесь уже всё довольно запутано. И без углубления в теорию надёжности с этим не разобраться (да и с углублениям тоже не каждому дано).
Вообще если строго подходить к определению надёжности, то и сломанный футляр для очков тоже можно считать отказом. Поэтому такой автомобиль можно считать ненадёжным. Однако отказ двигателя и отказ обогрева сидений - это всё-таки разные вещи. Поэтому часто говорят об основных функциях и о дополнительных.
Основные функции - это функции, которые необходимы для выполнения основных для изделия задач. Для автомобиля это работа двигателя, тормозов, трансмиссии и т.п. Всё остальное можно считать дополнительными функциями, которые “на максимальную скорость не влияют”.
Кроме того, имеются свойства, которые влияют на качество, но не влияют на надёжность (ну если не придираться к мелочам). Например, бензобак вашего автомобиля согласно заявлениям завода должен иметь объём 55 литров. Но при установке его помяли, и он стал вмещать только 50 литров.
Теперь ваш автомобиль бракованный - потому что он не отвечает требованиям качества. Но он продолжает при этом оставаться надёжным, потому что на его работоспособность это почти никак не повлияет (ну чуть-чуть уменьшится запас хода).
Поэтому говорить “качество и надёжность” - это примерно то же самое, что говорить “машина и руль”. Так как надёжность - это одна из составляющих качества. И если автомобиль КАЧЕСТВЕННЫЙ, но он уже автоматически и НАДЁЖНЫЙ.
А вот наоборот не получится. Изделие может быть надёжным, но при этом не быть качественным. Например, у нас есть два молотка. И оба они рассчитаны на то, чтобы забить без поломок 100 тысяч гвоздей. И оба они с этим справились. Следовательно, оба они являются надёжными.
Однако один безупречен и его приятно держать в руках. А с другим вы сразу получите занозу в ладони, потому что у него не обработана рукоятка. На надёжность это не влияет. Но на качество - да.
Так что надёжность может быть без качества. А вот хорошее качество может быть только при хорошей надёжности.