Найти тему
Иоланта Саркисян

Визуализация смыслов: как сделать HR-контент эффективным и понятным для разных целевых аудиторий

Визуальные инструменты во внутренних коммуникациях и HR сложно назвать трендом или инновационным инструментом, ведь люди с давних времен пытались передать смыслы, которые вкладывали в свою речь с помощью символов и изображений. По факту сама письменность — это и есть способ визуализации речи.

Но в этой статье речь пойдет о визуализации в классическом смысле слова – мы поговорим об инструментах графического дизайна, которые помогают HR и ВК-специалистам взаимодействовать с различными целевыми группами через многообразие каналов коммуникаций. Мы рассмотрим 7 ключевых инструментов и области их применения, поделимся практическими советами и раскроем основные тренды визуализации в сфере коммуникаций.

Сможете угадать все 7 инструментов, не подглядывая в текст? 😊 Уверены, мы удивим вас нашей подборкой.

От 85% до 90% полученной информации человек получает визуально, с помощью зрения. В совокупности со звуковой или текстовой информацией эта цифра стремится к 100%.

Если перевести этот тезис на язык HR-задач, выходит, что при сочетании нескольких типов информации мы повышаем шансы на то, что информация будет воспринята, усвоена и, возможно, запомнена. По данным исследования Эдгара Дейла, спустя 3 дня человек может вспомнить 10% информации, если просто слышит ее, 10-20% – если ведет конспект или читает текст самостоятельно, и наконец, 65%  –  если и слышит, и видит информацию (например, презентацию, видеоролик и др.).

Использование визуального контента позволяет экспертам по коммуникациям повысить эффективность сообщений, поскольку:

  • визуальные элементы намного лучше запоминаются и преимущественно хранятся в долгосрочной памяти;
  • сообщения с элементами графического дизайна воспринимаются быстрее. Мозгу требуется всего четверть секунды, чтобы обработать изображение и понять, что оно значит. В сравнении - чтение 20-25 слов в среднем занимает 6 секунд;
  • Текст или аудио, дополненные изображениями, создают устойчивые нейронные связи и эмоциональную привязку.

В широком смысле слова визуальная информация – это любой графический контент в виде рисунков, фотографий, видеозаписей, анимированных объектов, графиков и схем, а также элементов виртуальной и дополненной реальности.

Во внутренних коммуникациях и HR визуальный контент повсеместно используется:

  • в корпоративных рассылках;
  • в постах для внутренних и внешних социальных сетей;
  • в презентациях и отчетах;
  • на корпоративном сайте и карьерной странице;
  • на плакатах, постерах и различных печатных материалах;
  • на сувенирной продукции с символикой бренда.

В этой статье мы рассмотрим 7 ключевых инструментов, которые чаще всего используются в сфере внутренних коммуникациях и HR:

  1. Иллюстрации и фото
  2. Инфографика
  3. Видеоролики
  4. Анимация
  5. Лендинги
  6. AR-маски
  7. Стикеры

1. Иллюстрации и фото

Самый простой способ «оживления» текстовых коммуникаций – это иллюстрации и фотографии. Видов, стилей и типов тут бесчисленное множество: портретные фото, репортаж, фотоколлажи, объекты графического дизайна (плакаты, баннеры, заставки, презентации), корпоративный персонаж (маскот). Они используются повсеместно – как в веб-среде, так и для производства печатных материалов, сувенирной продукции.

Казалось бы, не стоит уделять внимания базовым вещам, ведь все и так знают про них и давно используют. Однако, как и всегда, дьявол кроется в деталях. Вот несколько советов и лайфхаков, которые помогут вам эффективно работать с фотоматериалами и графикой:

  • Не экономьте на фотосессиях. Хороший фотограф и грамотно выставленный свет творят чудеса и преображают людей. Перед фотосессией пообщайтесь с разными фотографами - поспрашивайте рекомендации, изучите портфолио, посмотрите, в каком стиле он или она работает и насколько этот стиль близок вашей компании.
  • Скачивайте и покупайте изображения на фотостоках. Если вы делаете презентацию, брошюру, плакат или любые другие материалы самостоятельно, без привлечения дизайнера, будьте внимательны к изображениям, которые вы используйте. Чтобы избежать проблем с авторскими правами, пользуйтесь фотостоками, которые дают возможность приобрести или бесплатно скачать иллюстрации.
  • Пишите понятное ТЗ и тренируйте насмотренность. Если вы сотрудничаете с дизайнером, не пренебрегайте составлением технического задания. Оно должно отражать пожелания по стилю визуализации, целям использования макета (для сайта, для печати, для нанесения на сувенирную продукцию) и срокам реализации. Чтобы дизайнеру было проще понять вашу задумку, прикладывайте к ТЗ референсы (примеры).

Чтобы знать, где и что искать, и каким должен быть финальный результат, мы рекомендуем развивать насмотренность. Насмотренность расширяет кругозор, запускает творческий процесс и способствует придумыванию свежих идей. В широком смысле насмотренность можно тренировать, просто смотря рекламу, кино, читая и общаясь с творческими людьми. Более прикладной способ – вдохновляться на разных творческих ресурсах, например: Pinterest, Dribbble, Behance или Awwwards.

  • Будьте предельно аккуратны с мемами. Чтобы сделать коммуникацию неформальной, специалисты часто прибегают к использованию смешных картинок и мемов. Этот прием и правда добавляет 100 очков к человечности, открытости и современности бренда. «Запиливать» мемы в официальные коммуникации стоит только тогда, когда вы абсолютно уверены, что аудитория «в контексте» и понимает, о чем идет речь. В общем виде это правило может звучать так: “Избегайте шуток на тему религии, политики, межличностных отношений и здоровья” (сейчас эта тема как никогда актуальна, но реакции у всех индивидуальны).
  • Не используйте белых человечков.

Источник: https://imgur.com/gallery/SlOHt

Звучит странно, но мы не могли не упомянуть этот пункт. 😊 Мы искренне недоумеваем, почему эти стоковые картинки до сих пор используются в подавляющем большинстве презентаций. При нынешнем обилии готовых решений эти человечки выглядят крайне устаревшими, в прямом смысле безликими и абсолютно не привлекающими внимание. Используйте фотостоки для поиска актуальных иллюстраций для ваших материалов.

2. Инфографика

Следующей в нашей подборке инструментов визуализации появляется инфографика. И это неслучайно!

Суть инфографики заключается именно в графическом представлении больших массивов информации в компактной, удобной для восприятия форме. Чтобы представить информацию в виде инфографики вам предстоит провести подготовительную работу: собрать информацию, отобрать из нее данные для визуализации, определиться со стилем отображения. Это займет какое-то время, но результат вас приятно удивит.

Основными преимуществами инфографики являются наглядность и универсальность использования. Вы можете использовать ее в качестве постера на корпоративном сайте или в соцсетях, запустить на ТВ-экранах в офисе или на производстве, распечатать плакаты или брошюры.

-2

Источник: инфографика по возвращению в офис для Московской биржи. Выполнена дизайнером Brand Lovers

Совет: если вы планируете использовать инфографику для регулярных проектов, например, для подведения итогов квартала/года или встреч с топ-менеджментом, создайте шаблон-конструктор, который включает в себя поля для основных смысловых блоков. При необходимости вы сможете обновлять данные и отслеживать динамику изменений. Единый формат удобен и понятен для сотрудников, соответственно информация будет усваиваться лучше.

3. Видеоролики

Сфера применения видеороликов для задач внутрикомма и HR невероятно широка. Вы можете снять на видео:

  • официальное обращение генерального директора;
  • тизер нового продукта;
  • социальный видеоролик;
  • обучающий ролик или инструкцию по пользованию системой (скринкаст);
  • репортажное видео по итогам мероприятия или проекта.

При работе с данным инструментом следует учитывать ряд моментов: цели, сроки, бюджет и целевую аудиторию видео. От этих факторов будет зависеть сценарий, финальная стоимость и объем ресурсов, который необходимо выделить на проект.

-3

Источник: видео для компании Shell https://drive.google.com/file/d/1j6h29JksGA6hLuy442NeDCebMZbFKLgD/view

Тренд: В нынешних реалиях становится особенно популярным жанр screen life, когда видео «снято» с экрана компьютера, а герои показаны через окошки видеозвонков. Да и в целом, пользовательский контент сейчас правит бал в HR-отрасли.

По многим показателям этот формат видео обречен на успех:

  • Низкая стоимость производства. Вам не нужно арендовать студию и профессиональное оборудование для съемок, бюджет нужен только на постпродакшн и разработку сценария. Однако если вы готовы закрыть эти задачи самостоятельно, смета проекта будет минимальной.
  • Безопасность. Участники съемочного процесса не контактируют совсем или контактируют минимально с друг другом и членами проектной команды.
  • Новизна. Несмотря на растущую популярность, данный формат новый для внутренних коммуникаций. Хотите привлечь внимание сотрудников или кандидатов – поэкспериментируйте с подачей. Будет здорово, если в ролике будут задействованы реальные сотрудники и руководители.

4. Анимация

Анимация и видеоролики – одного поля ягоды, однако в некоторых случаях анимированный контент намного выигрышнее классического видео. Например, для обучающих и образовательных целей, когда речь идет об абстрактных понятиях и узкоспециализированной информации. С помощью визуальных образов вы сможете объяснить, зачем нужны нанотехнологии, что такое искусственный интеллект, может ли он поработить человечество и многое другое.

Анимацию так же, как и видео, можно транслировать на корпоративном портале, разместить в базе знаний, на ТВ-экранах и в социальных сетях. Однако вы также можете использовать короткие анимации (в два-три кадра) для заставок на компьютерах (скринсейверах). С помощью такого инструмента вы можете проводить полноценные коммуникационные кампании: по ценностям, итогам года или при запуске нового продукта.

-4

Источник: Новогодняя анимация для компании “Деловые линии” (https://drive.google.com/file/d/1s7LcX_sa_ccAECwXcj2gANf1-rOg3Gq9/view)

Тренд: сейчас некоторые компании используют анимацию во время работы на стратсессиях. С помощью фасилитатора и художника участники прорабатывают сложные вопросы и представляют результаты в виде коротких мультфильмов.

5. Лендинги

Лендинг или посадочная страница – это, по сути, визитка любой компании, отражающая одно из ключевых направлений или стратегических проектов. Если мы говорим о крупных компаниях, то обычно они создают лендинги для решения следующих задач:

  • для привлечения кандидатов;
  • для адаптации новичков;
  • для продвижения ценностей;
  • для запуска программы нематериальной мотивации;
  • для проведения корпоративных мероприятий (конференций, корпоративов, хакатонов, отчетных собраний).

Главным критерием хорошего лендинга является не красота (как можно было бы подумать, раз уж мы ведем разговор о визуализации 😊), а удобство использования. Позаботьтесь об адаптивной верстке, чтобы сайт одинаково хорошо открывался с компьютера, телефона и даже планшета.

Что касается визуальных инструментов, тут важно, чтобы лендинг сохранял элементы фирменного стиля, даже если является самостоятельной страницей.

Также стоит отметить, что лендинги, в отличии от классического корпоративного сайта, более простой инструмент с точки зрения технической реализации и поддержки. В среднем, на создание посадочной страницы уходит от 1 до 3 недель в зависимости от сложности проекта и технического наполнения, а стоимость варьируется от 35 000 до 100 000 рублей.

-5

Примеры реализации из портфолио Brand Lovers

Совет: перед созданием сайта нарисуйте его структуру – можно даже на листочке бумаги – и продумайте карту сайта. Получается слишком много блоков или ветвление чересчур замысловатое? Подумайте, как можно оптимизировать структуру. Если это сделать не удается, рассмотрите вариант разработки классического веб-сайта. Некоторые функции для лендингов могут быть недоступны или сложно реализуемы.

Нужна консультация? Обращайтесь за помощью в Brand Lovers – мы работаем с сайтами разной степени сложности, а в нашем портфолио разноплановые проекты: от интернет-магазина до проекта по нематериальной мотивации.

6. AR-маски

AR-маски или инста-маски за пару лет стали невероятно популярными, и многие компании взяли этот инструмент на вооружение. С помощью инста-маски вы можете подсветить ценности и философию бренда, рассказать о продукте, запустить игру или устроить розыгрыш.

Основным преимуществом масок является их вирусность. Инстаграм-истории разлетаются по всей социальной сети, привлекая внимание к вашему бренду и создавая лояльную аудиторию подписчиков. Например, игровая маска Додо-пиццы пользовалась невероятной популярностью и набрала несколько тысяч сохранений.

Тренд: все больше компаний отдают предпочтение AR-маскам со смыслом, отражающим реальные ценности бренда, а фильтры для создания красивого лица, звездочки и бабочки постепенно уходят в прошлое. На наш взгляд, смысловая нагрузка для инструментов корпоративных коммуникаций куда важнее, поэтому при работе над масками мы в Brand Lovers всегда проводим небольшие мозговые штурмы с клиентами, чтобы определить ключевые визуальные образы, отражающие ДНК компании.

7. Стикеры

Мессенджеры и социальные сети приучили нас выражать свои эмоции смайликами, затем на смену им пришли стикеры, а следующим витком развития стала их персонализация. Теперь вы можете настроить в телефоне персональные стикеры точь-в-точь похожие на вас.

А могут ли компании создать уникальные стикеры, которые будут отражать суть бренда? Конечно, да!

Вы можете создать стикеры, которые:

  • отражают ценности компании;
  • подчеркивают значимые итоги года;
  • изображают руководителей и их крылатые выражения.

Через брендированные стикеры сотрудники становятся амбассадорами бренда. Отправляя их своим друзьям и близким, они тем самым делятся кусочком корпоративной культуры со своим окружением, «заражая» их своей лояльностью и любовью к компании и формируя позитивное восприятие компании вовне.

Стикеры могут использоваться в разных мессенджерах, в том числе: Facebook / Workplace, MS Teams, Whatsapp, Telegram.

-6

Источник: портфолио Brand Lovers. Стикеры для Елены Вишняковой, топ-менеджера компании “Эколайн”.

Совет: виртуальные стикеры легко могут превратиться в реальные. На основе существующих макетов вы можете произвести в типографии тираж наклеек или сделать значки и распространить его среди сотрудников. Это отличный подарок и интересный корпоративный сувенир, которым точно захотят похвастаться.

Статья получилась объемной, но мы надеемся, что каждый пункт был вам интересен. Агентство Brand Lovers является экспертом в сфере упаковки бизнеса и HR-коммуникаций, и по каждому инструменту у нас есть обширный опыт и, что немаловажно, подробное портфолио.

На наш взгляд, инструменты визуализации существенно меняют восприятие HR-коммуникаций и позволяют достигать прекрасных результатов в кратчайшие сроки. Как говорит основатель Brand Lovers Иоланта Саркисян: “Семь раз напиши текст, один раз - визуализируй”. Мы считаем, что одна инфографика, один плакат или одно видео могут быть иногда ценнее текста в 10 000 знаков. Не бойтесь экспериментировать со стилями и пробовать разные форматы.

Пишите в комментариях, какие инструменты вы уже применяете, а какие только хотели бы внедрить в работу.