Петербург – город необычный. Он стоит у воды и на воде. Иногда кажется, что он весь буквально пронизан водой. И это во многом определяет его внутреннюю суть и вектор развития.
Однако изначальная задумка значительно отличалась от того современного воплощения Северной Столицы, которое мы сегодня наблюдаем. Об этом рассказала архитектурный критик Мария Элькина: романтический флер и таинственность, окутывающие Питер, ни в каких планах не значились.
Город строили рядом с морем для того, чтобы удобно было вести торговлю. И, конечно, войны.
Поэтому жилая застройка концентрировалась в центре, вдоль реки Невы, а залив окружали промзоны да хибары тех, кто не мог себе позволить ничего другого.
Финский залив имел стратегически важное значение довольно долгое время. И лишь в конце ХIХ века он стал расцениваться как место для отдыха и приятного времяпровождения. Не в последнюю очередь этому поспособствовал санаторий «Сестрорецкий курорт».
Прошло еще немного времени, и речь зашла о том, чтобы преобразить Петербург. Прозвучало предложение создать престижный жилой район с видом на бескрайнюю водную гладь на месте Адмиралтейских верфей. Этим планам не суждено было сбыться: Первая мировая война и революция внесли свои коррективы.
В 1938 году главным архитектором Петербурга стал молодой и амбициозный Николай Баранов. Он считал, что Ленинград должен развиваться как город у воды, подразумевая под этим и Неву, и Финский залив. Он внес серьезные изменения в актуальный генплан тех времен, первоочередной задачей которого было развитие территорий на юге.
Так в городе появился не только Московский, но и Приморский проспект, а также Приморский Парк Победы.
Еще он мечтал о том, чтобы соединить невский и балтийский берег Центральным городским парком. Этот проект, как и многие другие, реализован не был. Задумки Баранова воплощались в усеченном, «перекроенном» виде – и уже после войны, по генплану 1948 года. Хотя сам архитектор в итоге попал под суд по «Ленинградскому делу» и был выслан в Ташкент.
Однако Николаю Баранову все-таки удалось добиться главного: петербуржцы привыкли к Финскому заливу и полюбили его. Так был дан «старт» намывным территориям Васильевского острова: сложно представить, как бы развивался город без концепций и идей архитектора.
В 70-х задумались о создании морского фасада Ленинграда. На намыве хотели сделать второй центр города, с Морским вокзалом, интересной архитектурой и культурными центрами.
Но что-то пошло не так и получился по сути очередной «спальник». Правда, с небольшим пляжем – около гостиницы «Прибалтийская».
Позже аналогичные, только более масштабные планы, появились в «нулевых». Результат по-прежнему неудовлетворительный.
Сейчас на намыве по-прежнему не наблюдается «города будущего» с поражающей воображение архитектурой и потрясающими общественными пространствами. «Второй центр» – явно не про сегодняшний намыв с его высотками и отсутствием нормальной инфраструктуры.
Похоже, что в Петербурге девелоперам интересна лишь собственная выгода, а перспективное развитие города – не особо. Они не сильно заинтересованы в том, чтобы улучшать качество жизни петербуржцев.
Правда, в 2020 году начали обсуждать развитие Кронштадского района Петербурга – ожидаемо с эксплуатацией военно-морской тематики. Возможно, там появятся гостиницы на воде, дайвинг-клуб и другие активности, связанные с близостью моря.