Сегодня, на реальных примерах мы посмотрим, как менялись законы наследования в таких странах как средневековые Англия и Франция, если в качестве переменных к ним подключались наследница женского пола и брачное родство.
Вопреки распространенному мнению, наследование в средние века не всегда переходило к старшему наследнику и не всегда совершалось по кровному родству. Обычно использовалась такая мутная формулировка как «ближайший наследник», а вот уровень близости каждый трактовал по-своему, для решения столь важных вопросов созывались целые комиссии, которые должны были выявить, кто же является тем самым «ближайшим».
Читайте также: Законы наследования: А как это было у мужчин?
Наследование графства Вермандуа (Франция, 12 век).
Речь пойдет о наследниках графа Рауля I де Вермандуа. От первой жены, Элеоноры Шампанской, Рауль имел сына Гуго, от второй – Петрониллы Аквитанской, сына Рауля и дочерей Елизавету и Элеонору. С обеими женами Рауль развелся, однако потомство сохранило права наследования. Оба сына Рауля наследовали отцу (в порядке старшинства), однако потомства они не оставили и земли унаследовала старшая дочь Рауля – Елизавета. Согласно средневековым канонам права, супруг получал имущество жены в свое владение, а потому, когда Елизавета вышла замуж за Филиппа Эльзасского. Филипп, как совладелец имущества, фактически был его единоличным наследником. Таким образом, после смерти бездетной Елизаветы он стал полноправным владельцем графства, не смотря на то, что была жива Элеонора как последняя представительница рода Вермандуа (и ее права поддерживал французский король). Это вылилось в затяжные военные действия между Филипом и мужем Элеоноры. После смерти Елизаветы Филипп женился еще раз, однако в этом браке детей так же не появилось.
Читайте также: Чем Борджиа Рим развращали?
По идее, после его смерти, титул должен был отойти Элеоноре (как единственной живой представительнице ветви), однако Филипп объявил наследницей свою сестру Маргариту, опираясь на тот факт, что Маргарита была женой Рауля де Вермандуа (брата Елизаветы и Элеоноры), а значит ближайшей родственницей двух последних графов. Правда после смерти брата Маргарита титула не получила и владений не удержала. Возможно, она сама отказалась от них, а возможно просто не смогла удержать. Таким образом, Элеонора получила земли в свою собственность спустя значительный срок после смерти сестры и лишь благодаря тому, что у Филиппа не было детей.
Наследование графства Уорик (Англия, 15 век)
Эта история тесно связана с родом Невиллов и легендарным «Делателем королей». Речь пойдет о самом известном титуле этого человека, который тот носил по праву брака с Анной де Бошан (матерью Изабеллы и Анны Невилл). Но история его получения Анной очень интересна.
Читайте также: Женские войны: как стать наследницей и заставить всех тебя ненавидеть?
Анна де Бошан была лишь четвертой дочерью своего отца и вторым ребенком от его второй супруги. После смерти отца, графский титул унаследовал его единственный сын Генри (полнородный брат Анны), но он скончался молодым, оставив после себя лишь малолетнюю дочь (тоже Анну). Однако девочка скончалась спустя 3 года после смерти своего отца, в возрасте 5 лет и встал вопрос, кто же из четырех ее теток унаследует титул. Преимущества были на стороне Маргариты (как старшей из сестер) и Элеоноры, которая была замужем за могущественным герцогом Соммерсетом. Однако суд оказался на стороне Анны: Дело в том, что Генри де Бошан был женат на Сесилии Невилл, старшей сестре «Делателя королей», соответственно Ричард и Анна приходились дядей и тетей малолетней Анне де Бошан (последней графине Уоррик) как по крови, так и через брак. На основании этого именно они были признаны «ближайшими» ее родственниками и получили заветный титул.
Еще больше интересного о средневековье в нашей группе: В шаге от трона
Если вам понравилась статья и вы хотите видеть больше статей о нравах средневековья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Так же вы можете поддержать канал, рассказав о нас в социальных сетях.