Спор о школьной форме продолжается уже лет 10 и доводы за и против давным-давно обмусолены. Один из самых сильных аргументов, которые приводят в поддержку школьной формы - она создаёт социальное равенство, стирает границу между обеспеченными и малообеспеченным учениками. Но, на практике, стирать эту границу никому не нужно.
Когда ребёнка записывают в школу, есть две стратегии: выбрать школу получше и выбрать школу поближе. Выбор стратегии в значительной степени связан с материальным положением семьи. Хорошее образование, даже школьное, так или иначе, пусть даже косвенно - дорогое образование. Это проявляется в количестве и качестве школьных поездок (нет, не обязательных, но интересных и познавательных), в разнообразии секций и кружков (которые в последние время повсеместно стали платными) и многом другом. Хорошая школа, невольно, создаёт имущественный ценз. Кроме того, поступление в хорошую школу зависит от тех знаний, которые ребёнок получил ранее. Если огрублять, то поступление зависит от того как много было вложено в ребёнка раньше, и это снова подводит нас к вопросу о материальном положении семьи.
Образование бесплатно, но учится в разных школах стоит разных денег. Парадокс
Из-за описанной системы, в престижной школе оказываются дети, которые уже прошли некоторый отбор, поэтому серьёзного неравенства среди них уже не будет. В школе "во дворе" вопрос социального неравенства тоже не является серьёзной проблемой. Обычно, детей, которые могли бы выделяться на общем фоне, родители уже отправили в престижную школу, а остальные будут примерно равны между собой.
Школьная форма не уравнивает детей, просто потому, что такой задачи нет. И будем честны, до старших классов большинству детей всё равно как они одеты. В моей школе к концу года набирались большие мешки потерянной одежды и найти её владельцев было совершенно не возможно, дети не опознавали свои вещи, они их не помнили, а иногда, когда родители забирали пропажу, дети доказывали, что это совсем не та вещь.
В старших классах проблема разницы в одежде ещё менее значима, к этому времени все давно знакомы между собой и судят уже не по одёжке. А если это не так, и за 11 лет мы не смогли объяснить, что одежда не самое главное в человеке, возможно мы делали что-то не то с самого начала.