Ученый БФУ им. И. Канта совместно с коллегами из Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН получил новые данные о придонной динамике и условиях накопления осадков в северо-западной Атлантике в четвертичное время (последние 300 тыс. лет).
Ученый БФУ им. И. Канта, кгмн, доцент кафедры географии океана ИПТРиГ Вадим Сивков совместно с коллегами из Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (ИО РАН; Баширова Л.Д., Дорохова Е.В., Новичкова Е.А.) участвовал в исследовании изменений скорости придонных течений и условий накопления осадков в северо-западной Атлантике в течение последних 300 тыс. лет. Работа была опубликована в научном журнале Data in Brief (Q1).
Как комментируют исследователи, климатические изменения отражаются не только на поверхности океана (взаимодействие океан-атмосфера), но и на его глубине, где под действием придонных контурных течений разной интенсивности (течения, следующие вдоль изобат, – англ. countour line) формируются осадочные тела. Это небольшие возвышения на дне океанов и морей, их еще называют контуритовыми дрифтами. Исследование контуритов (осадков, слагающих эти дрифты) носит прикладное значение, так как осадки являются потенциальными резервуарами углеводородов.
В рамках изучения контуритовых дрифтов Северной Атлантики исследователи проанализировали донные отложения, отобранные на дрифте Глория (назв. по форме осадочного тела, англ. gloria – нимб, петля).
Полученные в результате комплексного анализа данные позволили сделать абсолютно новые выводы об изменениях на дне океана.
Дрифт Глория начал формироваться около 60 млн. лет назад под влиянием сильных придонных течений, которые переносили в район исследования осадочный материал. За это время условия накопления осадочного материала менялись значительно: от высоких скоростей осаждения под действием придонных течений, до низких скоростей в результате простого осаждения различных частиц с поверхности океана и даже ненакопления из-за размыва осадков на дне сильными течениями. Около 2.5 млн. лет назад в районе исследования были распространены айсберги, которые активно таяли и сбрасывали большое количество терригенного материала, переносимого в составе ледовой толщи.
Данные о четвертичных осадках дрифта Глории и процессах, контролировавших их накопление в этот период до сих пор отсутствовали.
Коллективом авторов БФУ им. И. Канта и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН было выявлено, что осадочный материал поставлялся сюда не только контурными течениями, которые были очень слабыми и незначительно усиливались в теплые (межледниковые) периоды, но и маскирующими их действие мутьевыми потоками, а также ледовым разносом и в результате медленного осаждения различных частиц с поверхности океана.
Как отмечает Вадим Сивков, фундаментальное значение таких исследований - изучение климатических изменений в прошлом для понимания сегодняшних колебаний и прогнозирования будущих. Практическое значение состоит в том, что исследуются потенциальные резервуары углеводородов, перспективные с точки зрения поиска и добычи полезных ископаемых.
Предварительные результаты ранее обсуждались на ежегодной 48-й Осенней сессии Американского геофизического союза (AGU Fall Meeting 2015).
Работа была проведена в кооперации с лабораторией геологии Атлантики Атлантического отделения ИО РАН (Калининград), лабораторией физико-геологических исследований ИО РАН (Москва), а также при непосредственной поддержке руководителя лаборатории физико-геологических исследований академика РАН А.П. Лисицына (ИО РАН Москва).
Статью можно найти здесь.