Начиная с XIV века все важные посты в Османской империи занимали иностранцы — христиане, рожденные в подчиненных турками провинциях. Мальчиков забирали из семей, обращали в ислам, и султан становился их единственным покровителем.
Обычай, названный девширме («обращение»), появился при Мураде I и набрал силу при Магомете Завоевателе. Султаны стремились окружить себя верными слугами и отстранить от управления тюркскую элиту, склонную устраивать перевороты и передавать по наследству высокие посты. Благодаря девширме в Османской империи в течение пяти веков правила всего одна династия — Великих тюрков.
Верные слуги Порты
Каждые три года в христианские деревни приходили сборщики живой дани и выбирали самых сообразительных и красивых мальчиков. (По мнению турков, человек с красивым, открытым лицом имел чистую душу.) В деревнях сборщики проверяли записи о рождении детей, так что ускользнуть от налога не было возможности.
Под повинность попадал каждый пятый ребенок мужского пола от 8 до 18 лет. При недоборе можно было брать мальчиков от шести лет и юношей старше 18. Мальчиков старались забирать с согласия семьи.
Единственные сыновья в семье и увечные дети от повинности освобождались. Подростков направляли в турецкие семьи, где они принимали ислам, приобщались к мусульманской культуре, учили язык и работали.
Нет отца, кроме султана
Обращенных в ислам мальчиков распределяли «по специальностям». Учитывали характер, осанку, набожность, манеры. Самых умных и способных к обучению направляли в Эдерун, элитную школу при дворце. Крепких и выносливых — в военную школу Капыкулу. Выпускники Эдеруна становились чиновниками. Юноши, выросшие в турецких семьях, поступали на службу при дворце.
Выпускники Капыкулу зачислялись на военную службу по контракту. Знаменитые янычары и сипахи не были урожденными турками, но служили султану верой и правдой. Правитель считал, что если в войске или во власти есть представители разных народов, то им будет сложнее сговориться против высшей власти.
Они конкурировали друг с другом ради милости султана, самоотверженно сражались. Пехота и кавалерия получала плату раз в квартал, большие премии при смене монарха и его первом военном походе. В мирное время армия охраняла падишаха и его дворец.
Многие дети помнили о своем происхождении и, достигая высокого положения, помогали своим семьям или землякам. Но их приоритетом была служба султану.
Элитные невольники
Мусульманские законы запрещали брать в рабство мусульман. Девширме позволяло обойти ограничение. В Османской империи сформировалась уникальная социальная система. В Порте не было должностей, передаваемых по наследству. Важные посты занимали самые достойные и талантливые «рабы», а богатых турков держали подальше от власти.
Великий османский зодчий Мимар Синан по рождению был армянином или греком, рекрутом стал в 23 года и благодаря своим способностям получил математическое образование. Визирь родом из Сербии восстановил в Порте богослужения на славянском языке.
Известные поэты Яхья-бей и Месихи имели албанское происхождение. Известный турецкий математик, оружейник и основатель художественной миниатюры Матракчи Насух был боснийцем. Большинство выдающихся турков — ученых, поэтов, руководителей — не были турками.
Влиятельные невольницы
Система девширме настолько хорошо зарекомендовала себя, что османские правители отказались от династических браков. Они предпочитали жить в окружении наложниц, нередко и сами были рождены от наложницы. Многие женщины гарема имели влияние на правителя, с их мнением считались, принимая важные решения.
Историки считают, что Порта не нуждалась в родственных связях с другими государствами, потому что была достаточно сильным государством. Могущество империи строилось на талантливых администраторах и верной армии — лучших представителях народов, населявших Порту.
Знать рвется к кормушке
В XVI веке, во время расцвета Порты, должность Великого визиря последовательно занимали 36 человек: албанцы, сербы, венгры, хорваты, греки, боснийцы, итальянцы. Только два раза за сто лет Великим визирем становился турок. Персы называли Диван (высший орган власти) Османской империи «невольничьим рынком», что не мешало империи процветать и бить персов.
Смышленый греческий или балканский мальчишка имел больше шансов на хорошее образование, чем сын знатного турка. Доходило до того, что турецкие родители за деньги пристраивали детей в христианские семьи, чтобы дать им шанс на образование. Постепенно практика набирала силу. В школу Эдерун попадали, дав взятку христианской семье.
Как и в других государствах, богатые подбирались к власти. Османская империя, единственное государство, не имевшее наследственной аристократии, утратило свое преимущество и пришло в упадок. В XVIII веке обычай набирать христианских невольников в рекруты прекратился.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Триумф османского корсара: как свирепый Барбаросса уничтожил превосходящий вдвое флот
Как султан Селим II хотел Астрахань взять, а Касим-паша едва унес ноги из поволжских степей