Всего через несколько лет после начала эксплуатации железнодорожного транспорта он стал рассматриваться как средство вооружения. К Первой мировой войне во всех развитых в военном отношении странах войска были оснащены железнодорожными артиллерийскими системами.
Как правило, на железнодорожные платформы устанавливались корабельные орудия, обладающие наибольшим калибром.
Разработки в Германии
Германия первая поняла значение крупнокалиберных орудий. Именно эта страна стала разрабатывать собственные артиллерийские системы сверхтяжелых орудий. Основным разработчиком была компания «Крупп», руководителем КБ которой был инженер Эрих Мюллер.
После Первой мировой войны главной проблемой, стоящей перед конструкторами, стало увеличение угла обстрела и поглощение энергии выстрела. Основными вариантами были: откат всего состава по железнодорожной колее либо установка противооткатных систем.
По условиям Версальского договора немцам было запрещено разрабатывать сверхтяжелые орудия, поэтому Германия продолжила исследования в этом направлении лишь после прихода к власти Гитлера, в 1933 году.
В 30-х годах были разработаны несколько серий сверхтяжелых орудийных систем на железнодорожной платформе, в том числе серия «Бруно». «Бруно» для ускорения разработки проектировали на базе корабельных 280-мм орудий прошлой войны, в том числе и серии «Берта».
К5(Е)
К серии «Берта» относился и комплекс с 280-мм орудием, имеющий армейский индекс К5(Е), поступивший в вермахт в 1940 году. Это была новейшая артсистема того времени, считающаяся лучшей железнодорожной пушкой последней мировой войны.
Главное отличие К5 от всех предшествующих экземпляров было в длине ствола (он возрос в 1,5 – 2 раза). Артиллерийская установка получила название «Шланке Берта» («Тонкая Берта»).
Технические характеристики
Длина ствола орудия составляла более 21 метра. Ствол выпускали в четырех вариантах, отличающихся глубиной нарезки и формой — конической и гладкой. Прогиб ствола нивелировался длинной коробчатой люлькой.
Дальность стрельбы достигала более 60 км при массе боеприпаса 225 килограмм, скорострельность — 10 выстрелов в минуту.
Орудие было оснащено электрическими приводами и одинарной откатной системой.
Круговой сектор обстрела обеспечивался поворотной платформой, вращающеюся на круговых рельсах, которая при передислокации разбиралась.
Одну пушку К5 перевозили на двух отдельных железнодорожных составах. Транспортер под орудие состоял из двух шестиосных платформ. В состав также входили вагоны с боеприпасами, электростанция, вагоны управления и боевого расчета, ремонтный и компрессорный.
Боевое применение
К 1941 году в составе вермахта состояли три двухорудийные установки К5(Е). Они достаточно интенсивно применялись при обстрелах Ленинграда. Во время высадки союзных войск в Италии батарея К5 нанесла немалый урон боевым порядкам десанта в районе города Анцио.
После потери господства германской авиации (в 1943), орудие пришлось переделать для использования на автодорогах. Его сделали разборным, состоящим из трех отдельно перевозимых сегментов: ствол, лафет и монтируемые части. Для перевозки сегмента массой 130 тонн использовали два танковых тягача.
После войны, в условиях развития авиации и ракетного оружия, проектирование и разработку сверхтяжелых орудий на железнодорожных платформах прекратили.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Секретная разработка нацистской Германии — лодка, которая… крадётся под землёй!
Личный враг Гитлера, который предсказал план «Барбаросса»