Для описания картины «Весна» флорентийского художника Сандро Боттичелли используют эпитеты в превосходной степени, в истории живописи она имеет почетное место.
Специалисты и в наши дни рассуждают о ее скрытых смыслах. Какие основные трактовки образов бытуют сегодня и почему подтекст произведения не исчерпывается аллегорией поры года?
Есть картины в копилке мировой искусства, которые знают и видели даже профаны просто потому, что современное массовое искусство растиражировало их образы в таком количестве, что не распознать их довольно сложно. Причина популярности той или иной картины разные: здесь и, безусловно, гений художник, и мастерство исполнения, но основная причина интереса – это всегда загадки, которые хранит любое знаковое произведение искусства. Многообразие трактовок, поиск заложенных скрытых смыслов, и главный мучающий вопрос: что хотел сказать художник? Профессионалы и любители ломают копья, высказывая на этот счет свою, единственно верную, точку зрения. Человечество раз за разом переосмысливает и находит сто первое дно, до этого не обнаруженное никем, - в этом универсальность знаменитых творений. Так происходит и с «Весной» - одной из самых прославленных и загадочных работ Боттичелли.
Контекст создания картины таков: Флоренция конца XV века, столица искусств и философской мысли, двор просвещенных правителей семьи Медичи, которые вкладывали свои богатства в развитие культуры и тем самым делали свои имена бессмертными. Их инвестиции стали синонимом просвещенных денег в искусстве. При дворе одного из Медичи, Лоренцо Великолепного, и работал Боттичелли - гений эпохи. Значение его было шире, нежели просто придворный художник. Он был еще и постановщиком театральных шествий и представлений, близким человеком в семье правителей, личным другом младшего Медичи Джулиано.
«Весну» нередко отсылают к историческим личностям Джулиано и его дамы сердца Симонетте Веспуччи. В традициях того времени было иметь платоническую возлюбленную, которую, как некий земной идеал, принято воспевать в стихах, посвящать ей победы на турнирах, восхвалять ее прелесть в обществе. Есть предположение, что юная красавица не оставила равнодушным и великого художника и, возможно, их связь была не столь целомудренной. Симонетте была отмерена короткая жизнь, сравнимая со вспышкой света. Чахотка расправилась с ней в 23 года, а через пару лет погиб и Джулиано, которого на ступенях храма убили заговорщики. Обе смерти для Ботиччелли были трагедиями, оставили в сердце творца кровоточащую рану. Он возвращался к ним вновь и вновь, без устали отображая лицо прекрасной Симонетты и мужественного Джулиано на своих полотнах.
В год гибели друга в 1478 году художник пишет «Весну», она была живописным подарком на бракосочетание родственника. Композиция картины многофигурная, читающаяся с права налево, в ней есть музыкальный ритм, так как фигуры разбиты на группы 3-1-3-1.
Первая группа состоит из Зефира, теплого ветра, предвестника весны в природе, который преследует нимфу Хлорис (исходя из мифологического сюжета, он воспылал страстью к нимфе), третья героиня – это сама весна – Флора, несущая с собой природное возрождение и цветение (исследователи насчитывают около сорока различных цветов, изображенных на ее костюме, руках, венчающих ее голову, искусно и узнаваемо выписанных мастером). Эта компания отделяется одной, центральной стоящей особняком фигурой Венеры, древние эллины и римляне почитали ее, она воплощала любовь и красоту. Над ней ее вечный спутник слепой Эрос, готовый выстрелить из лука, поразить любовью избранное сердце. Следующее тройственное объединение – это грации, олицетворение веселья, изящества, полноты жизни: любовь, целомудрие, наслаждение. Они являются частью самой богини любви. И, наконец, завершающий герой картины - Меркурий, бог торговли, в данном случае ему отведена роль охранника сада.
Определенный ритм и повторения можно обнаружить и в движениях героев: в переплетениях и жестах рук, в постановке ног.
Одно из самых распространенных мнений говорит, что все женские образы в картине – это повторение одного и того же лица – Симонетты, именно ее чуть грустный, чуть отстраненный лик выводит Боттичелли во Флоре, Венере, грациях. Что касается Меркурия, то считается, что прототипом стал либо Джулиано, либо Лоренцо. Образ Венеры связывают с Мадонной, об этом говорит и то что она вписана в арку, и то, что рядом ореол из листьев мирта, а это не только символ Венеры, но и богородицы, ну и сама ипостась богини недвусмысленно намекает на возможную беременность. Таким образом, в полотне два начала: античность, греческие мифы и боги и христианство, без которого уже никуда, одно другому наследует и нельзя разделить два мира - они слиты.
Внутренний сюжет картины говорит о смене времен года. Справа у фигуры Зефира еще нет цветения, природа спит. Веточка хмеля, спускающаяся изо рта Хлорис и переходящая к Флоре, – это растение-предвестник оживления природных сил после долгого зимнего сна. Весна кроме всех прочих цветов держит в подоле своего платья розы, вот-вот она разбросает эти любимые цветы Венеры и придет лето. Уже над головой Флоры появляются не только цветы, но и первые апельсиновые плоды, которые все лето продолжают свое цветение и плодоношение. Заканчивается все на фигуре Меркурия, он тоже символичен. По легенде, он был сыном Юпитера и Майи и этим родством Меркурий связан с природой: Майя покровительствовала плодородию, последний месяц май был назван в ее честь. Меркурий своим кадуцеем-жезлом, направленным вверх, как бы гасит буйство рождения и завершает естественный цикл.
При этом каждый герой картины, жестом ли, взглядом, порождает новые вопросы о своем значении. В частности, любопытна коллизия, связанная с одной из граций: ее взгляд устремлен на Меркурия, в это время и стрела Купидона направлена прямо на нее. Но богу, занятому своей работой, нет до нее никакого дела.
Все полотно в целом обладает светоносным эффектом, образы написаны на плотном темном фоне, свет лишь изредка проникает через густую листву, это дает дополнительный эффект свечения самих персонажей. Кроме этого все они как будто парят в воздухе.
Не считая многообразия мифологических трактовок, в работе Боттичелли ищут и находят философские интерпретации. Например, есть мнение, утверждающее, что картина олицетворяет аллегорию ценности человеческой личности с его слабостями и низменностями (в образе Зефира, который устремлен вниз), с одной стороны, и тягой к возвышенному в жесте Меркурия, с другой. Находят в ней и политические смыслы, видя в персонажах символы объединения городов Италии. В этом случае Флора отождествляется с Флоренцией.
«Весна», разобранная на цитаты, многократно повторенная в принтах для посуды, одежды, предметов интерьера, все же остается произведением рафинированным, изысканным и тонким. Слава и популярность не опошлили образы, а только позволили наслаждаться ими большему количеству людей. Несомненная красота и совершенство картины заставляет всматриваться в нее вот уже более пятисот лет, ведь красота – это тайна, которую всем очень хочется раскрыть.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.