Судьба царевен из династии первых Романовых была печальна: либо вечное девичество и старость в тереме, либо уход в монастырь.
Ирина Михайловна Романова, родившаяся в 1627 году в семье первого царя династии Михаила Романова и его второй жены Евдокии Стрешневой, исключением на стала.
Воспитание благородных девиц
Это была первая "багрянородная" царевна новой династии, то есть первый ребенок родившийся в период, когда родитель был на троне. Тем не менее и ее судьба сложилась весьма печально.
Ирина росла в условиях теремного затворничества, ее обучали тому, что по представлениям "домостроевской" Руси, должна была уметь делать женщина: рукоделию, вышивке, шитью, чтению житий святых.
С поправкой на то, что она, как никак, царевна, Ирину обучили немного истории, немного географии. Знания эти были скудными и бессистемными. Считалось, что главное предназначение женщины - быть женой и рожать детей, даже если она и царского рода.
Но Ирина росла и перед родителем встал вопрос: за кого отдавать любимое чадо, старшенькую дочь, ведь в тереме к тому времени подрастали новые царевны: Евдокия Стрешнева была весьма плодовита.
Красавчик графский сын
Михаил Федорович решил с помощью брака Ирины укрепить связи Московской Руси с зарубежными державами.
Ирине было лишь 13 лет, когда отец направил послов к графу Шлезвиг-Голштинскому. Граф был не простой: он приходился сыном датскому королю Кристиану, правда, от морганатического брака.
Посему его отпрыски на трон претендовать были не в праве, а вот на брачном рынке, да еще и в качестве "примаков" - котировались высоко.
Сын графа Вальдемар Кристиан был красавчиком и модником, он был на 5 лет старше Ирины Михайловны. В 1641 году он прибыл впервые в Москву для ведения торговых переговоров, а вторично посетил Россию в 1644 году. Тогда-то и начались серьезные переговоры о заключении брака.
Не хочешь жениться - под арест!
Вальдемар понравился царю Михаилу. Он начал его убеждать принять предложение вместе с рукой 17-летней дочери. Сулил богатое приданое и различные выгоды.
Условие у царя-батюшки было лишь одно: Вальдемар должен принять православие.
А вот тут заграничный жених и заартачился.
И слова о том, что Ирина красива, добра нравом, покорна и скромна, не употребляет спиртного, подобно некоторым девицам - для ушей жениха были пустым звуком.
Отцу бы уступить: пусть жених верит во что хочет, лишь бы дочь веру не переменила, но...
Москва же - Третий Рим. Переговоры зашли в тупик. Тогда обиделся уже царь. Жениха было велено удерживать в России под домашним арестом.
Героический юноша требовал отпустить его в Данию к отцу, даже бежать пытался, подняв маленький вооруженный бунт, но... догнали и остановили.
Отпустили Вальдемара на Родину только через год, в 1645-м.
Судьба красавчика и несостоявшегося мужа царевны Ирины сложилась печально: он никогда больше так и не женился, рассорившись с матерью, от безденежья, нанялся на военную службу к Польскому королю и погиб 33-х лет от роду в одном из сражений.
Эх, лучше бы он женился на Ирине, счастливы могли бы быть оба.
Вечная дева
Ирина Михайловна так никогда и не вышла замуж: заграничные женихи не годились из соображений веры, свои боярские сыны - из-за соображений царской чести.
Она стала советчицей своего брата Алексея Михайловича, когда тот вступил на престол. Даже крестила вместе с племянником Федором младенца Петра I.
Она сочувствовала старообрядцам и ходатайствовала за боярыню Морозову и протопопа Аввакума. Именно благодаря ей Аввакум был избавлен от грозившего ему наказания урезанием языка.
Из-за симпатии к староверам Ирина не приняла монашества и прожила всю жизнь в царских теремах. Ее не стало в 51 год.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
***
Еще больше интересных историй и фактов на моем канале. Заходите в гости, я Вам всегда рада.