Американские СМИ вынужденно признали, что Чемпионат мира по футболу-2018 начался успешно и обещает быть прибыльным — но, как намекает CNBC, не для России, а для ФИФА:
https://www.cnbc.com/2018/06/14/the-business-of-the-world-cup—who-makes-money-and-how-much.html
CNBC подчёркивает следующие факты:
- Стоимость подготовки и строительства инфраструктуры к ЧМ составила для России $11.8 миллиардов, что очень и очень много, причём 70% из этой суммы заплатило государство.
- ФИФА получит от проведения ЧМ около $6 миллиардов, что на 25% выше, чем на прошлом ЧМ к Бразилии.
- ЧМ проходит на фоне коррупционных скандалов в ФИФА.
Практика ставить в одном контексте слова «Россия» и «коррупция» является обычной для американских и британских СМИ. В очередной раз к России приплели коррупционное расследование, открытое американским Департаментом юстиции и ФБР в отношении нескольких десятков функционеров ФИФА.
CNBC пишет, что расходы стран-хозяев ЧМ-2018 значительно возросли в последние годы, но экономический эффект от таких высоких затрат сомнителен, особенно в случае недавнего чемпионата в Бразилии, где часть построенных к ЧМ стадионов практически не используются.
Журналисты CNBC ставят под сомнение прогнозы организаторов российского чемпионата, что он добавит порядка $26-31 миллиарда к ВВП России (а по словам бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, ЧМ уже дал отечественной экономике $14 миллиардов, то есть порядка 1% ВВП, и создал 220 тысяч рабочих мест).
Забавная попытка продвинуть пропагандистский тезис «даже если чемпионат будет успешным, то на нём Россия ничего не заработает, а заработают только коррумпированные чиновники ФИФА». Забавная потому, что ещё год назад американская пропаганда писала о том, что для ФИФА чемпионат будет провальным с финансовой точки зрения.
Правильный подсчет выгод российской экономики должен включать один фактор, который сложно подсчитать в цифрах: помимо строительства стадионов и инфраструктуры, чемпионат обеспечивает огромную, яркую, длиною в месяц, международную рекламную кампанию в пользу России. Это не только стоит очень дорого при других обстоятельствах, но во многих странах такую бы медийную кампанию просто бы не дали провести ни за какие деньги.
Теперь все крупнейшие мировые СМИ — от BBC до CNN и Nikkei — вынуждены пиарить (пускай и с оговорками) Россию. А это — серьезный позитив для экономики, если правильно им воспользоваться в будущем.