Обычная ассоциация, возникающая, когда слышишь о Jawa - красный мотоцикл с двухтактным двигателем из 80х. Классический образ в нашем сознании настолько плотно приклеился к чешскому бренду, что сложно себе представить, что известность в мировом мотоспорте пришла к Яве благодаря четырёхтактным мотоциклам.
В середине 60х команда Jawa демонстрировала неплохие результаты в Чемпионате мира, не смотря на очень низкий бюджет, по сравнению с западными командами. Успехи в мотокроссе также были впечатляющими до тех пор, пока четырёхтактники оставались актуальными. В спидвее - на гаревой дорожке и в ледовых гонках, где преимущество четырёхтактных двигателей осталось неоспоренным, Jawa была одной из доминирующих сил. Чемпионы мира, успешно выступавшие на мотоциклах Jawa: Ivan Mauger (NZ), Barry Briggs (NZ), Ove Fundin (S), Ole Olssen (DK), Michael Lee (GB), Tony Rickardsson (S), Kelvin Tatum (GB).
В настоящее время спидвейными мотоциклами Jawa занимается компания JRM.
Почему JRM?
JRM - Jawa Racing Motorsport - это фабрика, на которой исторически изготавливались мотоциклы для спидвея. В начале 90х компания была приватизирована и произошло разделение на Jawa Moto Spol. s.r.o. и JRM Speedway Factory. Обе компании по праву используют знаменитый бренд, но работают независимо друг от друга.
Некоторое время назад официальный сайт JRM предлагал полностью готовые мотоциклы JAWA 875-5, 875-6, 889-5. Но сейчас купить можно только рамы, передние вилки и двигатели. Связано это, вероятнее всего с тем, что спортсмены предпочитают собирать под себя мотоциклы самостоятельно. Если мы посмотрим на описание техники участников чемпионата мира, то мы увидим, что часть гонщиков использует рамы JAWA, часть Stuha или рамы других производителей. При этом даже гонщики одной команды могут использовать разные рамы (Как, например российские спортсмены - Эмиль Сайфутдинов - Jawa, а Артем Лагута - Stuha). Но все поголовно выбирают итальянские двигатели GM (не путать с General Motors).
Ассортимент товаров JRM:
Технические характеристики
двигателя JRM Jawa 889-10-208
Тип: 4х тактный
Охлаждение: воздушное
Клапаны: 4 OHC
Объём: 499 см3
Размеры цилиндра: 90*78.5 мм
Карбюратор: 30 мм
Мощность: 68 л.с. при 8500 об/мин
Степень сжатия: 14:1
Топливо: Метанол
Масло: Castrol R SAE 40, Castrol 353
Топливный бак: 0,65 л
В завершении рассказа предлагаю посмотреть официальное видео от команды Revolution Speedway, которое наглядно показывает и сами мотоциклы и их компоненты в отдельности.