В прежние времена, в первую очередь в эпоху Средневековья, фактически при каждом королевском дворе имелся человек не самой привлекательной внешности, зачастую с явными физическими изъянами, задачей которого было развлекать правителя и приближенных к нему вельмож, выставляя самого себя в самом нелепом и смешном виде. Таких людей именовали шутами или просто дураками. Однако неоднократно случалось, когда на этом месте оказывался достаточно умный и дальновидный человек, дающий властителю действительно мудрые советы и без стеснения указывающий на его недостатки и промахи в отличие от прочих придворных льстецов.
Среди подобных шутов можно назвать, в частности, Трибуле, преданно служившего королю Франции Франциску I, а ранее Людовику XII. Благодаря своему остроумию и экстравагантным манерам этот человек пользовался огромной благосклонностью властителей, ему позволялось вести себя при дворе весьма свободно даже с наиболее знатными вельможами. Эта фигура упоминается даже в литературных произведениях, созданных Франсуа Рабле и Виктором Гюго.
Читателям романов Александра Дюма надолго запомнился шут Шико, состоящий при французском короле Генрихе III, отличающийся настоящей государственной мудростью и вместе с тем подлинной храбростью, являющийся прекрасным фехтовальщиком и ловко раскрывающий заговоры против своего господина. По-настоящему этого гасконского дворянина звали Антуан д’Англере, однако в историю он вошел под прозвищем Шико. В реальности ему действительно довелось соперничать с герцогом де Майенном за благосклонность одной прекрасной дамы, как и описано у Дюма, в результате чего Шико подвергся жестокому и унизительному наказанию, за которое он впоследствии сумел достойно отомстить.
Генрих III взял его под свое покровительство, и с этого момента дворянин, умело изображая перед публикой наивного глупца, в действительности оберегал короля от неприятелей, давал ему ценнейшие советы и был едва ли не единственным человеком, пользующимся неограниченным доверием Его величества. В дальнейшем он решил удалиться от дел, переехал в отдаленную провинцию и обзавелся большой семьей. Но потом Шико снова поступил на королевскую службу, став шутом уже у Генриха IV. Причиной его гибели в 1592 году во время боевых действий стал его слишком острый язык, высокородный граф де Шалиньи, оказавшийся в плену у шута, счел его слова оскорбительными для себя и заколол знаменитого «королевского агента» шпагой.
В памяти потомков осталось и имя Станчика, являвшегося в 16 веке шутом у нескольких польских и литовских властителей. Положение шута позволяло ему высказывать свои мысли совершенно свободно, и Станчик без всякого стеснения язвительно критиковал тогдашнюю политику. В исторических описаниях он предстает едва ли не единственным лицом в государстве, неравнодушным к будущему страны.
Наибольшую известность в когорте придворных шутов сумел заслужить Иван Балакирев, попавший в распоряжение царя Петра I еще в отрочестве. В отличие от большинства своих собратьев, Иван чаще всего не совсем понимал, когда все же следует промолчать, в результате чего Балакирев был сослан прочь от двора. При Екатерине I ему было позволено вернуться и выполнять незначительные поручения царицы, в штат шутов Иван был вновь зачислен в царствование Анны Иоанновны. Но длинный язык опять подвел мужчину, ему доводилось и стоять на допросе перед суровыми служащими Тайного приказа.
В Англии в эпоху Генриха VIII немалую роль при дворе играл его шут Уильям Соммерс. При первом же знакомстве Его величеству понравился изящный и достаточно осмысленный юмор Соммерса, и он оставался на королевской службе до момента ухода из жизни своего господина. В периоды физических недомоганий лишь шуту удавалось заставить короля хотя бы немного повеселеть, причем Уильям без стеснения именовал Генриха VIII «Гарри» или «Дядюшкой».
Соммерс без проблем заходил в любые часы суток в спальню монарха, чего не разрешалось даже наиболее приближенным к королю лицам. Впоследствии о нем было сложено немало анекдотов и забавных рассказов.
В царствование на Руси Ивана IV, известного под именем Ивана Грозного, произошла трагическая история с шутом Осипом Гвоздем, изначально происходившем из старинного княжеского рода и получившего эту должность в связи с умением рассмешить всех окружающих, в том числе и царя. Однако однажды неуравновешенный Иван настолько разозлился на любимца, что выплеснул на него горячие щи, а затем ударил Осипа еще и ножом. Правда, царь тут же пожалел о своем поступке и позвал доктора, но спасти Гвоздя оказалось невозможным.
Положение каждого из шутов при дворе было особенным, им позволялось многое из того, что было недопустимым даже для самых родовитых вельмож. Нередко именно они лучше остальных видели и понимали, что происходит на самом деле, и рекомендовали королям, как поступить, периодически оказываясь подлинными спасителями правителя и государства. Нет сомнений в том, что в действительности большинство знаменитых «дураков» были весьма умными и проницательными людьми, принося огромную пользу своим господам под маской шутовства.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.