Цена на бензин, пожалуй, одна из самых актуальных тем рунета.
За последний месяц бензин на российских АЗС подорожал в среднем на два рубля, основная причина роста цен – повышение акцизов на топливо.
Чтобы стабилизировать ситуацию, было предложено снизить акцизы. При этом вице-премьер Д. Козак предупредил, что снижения цен все равно не будет — принятых мер хватит лишь на замедление их роста.
Однако есть еще ряд стереотипов относительно топливного рынка:
— При низкой стоимости нефти, бензин должен дешеветь. Стоимость нефти складывается из добычи, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизов и расходов на переработку и транспортировку. Ставка НДПИ рассчитывается по формуле, которая включает в себя котировки на нефтяных рынках и курс доллара. То есть зависимость между ценами на нефть и бензином может быть даже обратной.
— Темпы роста цен высоки. За последний месяц бензин подорожал на несколько процентов, но если смотреть за несколько лет, окажется, что он дорожает не так стремительно. Стоимость литра 95-го за 10 лет выросла в два раза — с 21 рубля в январе 2008 года до 42 рублей в апреле 2018-го. Общий уровень цен в стране за это же время вырос в 2,2 раза.
— В нефтедобывающей стране должен быть самый дешевый бензин. Есть много нефтедобывающих стран, где бензин дороже, чем в России. Например, в Канаде и Бразилии — странах, которые входят в десятку крупнейших нефтедобытчиков, — бензин сейчас стоит 1,10-1,20 $ за литр, в Норвегии почти 2 $ за литр.
В других нефтедобывающих странах бензин действительно стоит дешевле, чем в России: в Иране, Кувейте или Казахстане цена литра бензина может быть 50, и даже 30 центов. Такая низкая цена обеспечивается низкими акцизами и субсидиями в отрасль. Дешевый бензин обеспечивается за счет средств всех налогоплательщиков, даже тех, у кого нет автомобиля.
Искусственное занижение цен часто приводит к ситуациям, когда бензин вдруг начинает резко дорожать. Например, в Венесуэле цены на бензин не повышались 20 лет, во время кризиса цена возросла в 60 раз.