Однажды бойкая фрейлина вскружила голову наследнику российского престола и родила от него незаконнорожденного сына…
Похоже на начало авантюрного романа, не правда ли? Однако реальная жизнь матери Ленина куда трагичней и увлекательней бульварных выдумок.
Любовная связь, которой не было
Мария Александровна Бланк родилась в 1835 году в семье врача петербургской больницы. Ее мать была наполовину шведкой, наполовину русской немкой. Отец, Александр Дмитриевич Бланк, имел еврейские корни и до принятия православия носил имя Сруль (Израэль).
Семья Бланков, хоть и небедная, относилась к мещанскому сословию. Уже один этот факт разрушает часто муссирующуюся в прессе теорию о том, что Мария якобы подвизалась при императорском дворе.
По законам Российской империи в число фрейлин допускались исключительно девицы из знатных родов. Неудивительно, что в соответствующих списках никакой Марии Бланк не значится.
Более того, в 1841 году семья Бланков вообще уехала из Петербурга. Машеньке тогда едва исполнилось шесть лет, а ее предполагаемый любовник, будущий император Александр III, даже не был зачат.
А что на самом деле?
Мария рано осталась без матери. Осиротевших шестерых детей растили отец с теткой.
Выйдя в отставку в 1847 году, Александр Дмитриевич приобрел усадьбу вблизи деревни Кокушкино Казанской губернии. Туда и перебралась большая семья.
С помощью тетки Мария выросла разносторонне образованным человеком. Она знала и умела все, что полагается гимназисткам, и сверх того: говорила на трех языках, много читала, владела всеми секретами домоводства.
В 1861 году, гостя в Пензе у старшей сестры, 26-летняя Мария встретила Илью Николаевича Ульянова, учителя математики.
Молодые люди подружились и уговорились помогать друг к другу: она ему – с английским, а он ей – с подготовкой к экзаменационным испытаниям (девушка хотела преподавать в начальной школе).
Дружба переросла в более пылкое чувство и осенью 1863 года влюбленные обвенчались. Вскоре Мария Александровна успешно выдержала экзамены, однако по профессии не работала – все время отнимали заботы о муже и детях.
Жена, мать, соратник
Семью Ульяновых можно по праву назвать образцовой. У Ильи Николаевича и Марии Александровны родилось восемь детей (двое умерли младенцами).
Оставшихся сыновей и дочерей родители с малолетства ненавязчиво приучали к труду, стремились растить их честными и мыслящими людьми.
В 1886 году скоропостижно умер Илья Николаевич. С его смертью груз ответственности за детей полностью лег на плечи Марии Александровны.
Едва безутешная вдова оправилась после утраты, как произошла новая трагедия. Старший сын Александр, студент-отличник и восходящая звезда российской биологии, был схвачен по обвинению в подготовке к покушению на царя.
Мать примчалась в Петербург, однако ее мольбы к императору не возымели действия. Сашу Ульянова вместе с несколькими другими заговорщиками повесили в Шлиссельбургской крепости.
А через четыре года после казни старшего брата не стало средней дочери Ольги. Заболевшей тифом 19-летней студентке так и не довелось стать врачом.
Остальные сыновья и дочери друг за другом уходили в революцию. Тюрьмы, ссылки, вынужденная эмиграция… Случайные заработки, постоянная нехватка денег.
Мать поддержала их выбор – да и могло ли быть иначе? Часами выстаивала в очередях на свидания, хлопотала о смягчении наказаний, продала имение и вырученные средства посылала детям.
Мария Александровна Ульянова умерла летом 1916-го. До революции, руководителем которой стал ее средний сын Владимир, она не дожила чуть более года.