За свою жизнь человек открывает для себя множество новых вещей. Деятельность направленная на получение информации об окружающем мире называется познанием. Познавательная деятельность делится на чувственность познание и рациональное. Чувственное в свою очередь включает в себя ощущение, восприятие, представление, а рациональное- понятие, суждение и умозаключение. Теперь немного сухой теории которую стоит выучить чтобы различать методы познания:
Ощущение- отражение отдельных свойств предметов, признаков предметов и процессов.
Восприятие- целостный образ предметов в многообразии их свойств.
Представление- целостный образ предмета, сохранившийся в памяти.
Понятие- это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.
Суждение- мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания.
Умозаключение- вывод из нескольких суждений.
К слову, объект познания- это изучаемый предмет, а субъект познания- это тот кто познаёт. Например, «Ваня изучает математику». В этом случае Ваня- субъект, а математика- объект.
Научное познание несколько отличается от обычного познания мира. Научное познание- процесс получения объективной, теоретически систематизированной информации об окружающей действительности. Оно делится на эмпирический уровень и теоретический. Эмпирический уровень предполагает вмешательство познающего субъекта в процесс: наблюдение, эксперимент, моделирование, описание. Теоретический уровень такого вмешательства не требует, это скорее систематизирование информации: проблема, гипотеза, теория. Обратите внимание, что ОПИСАНИЕ именно эмпирический метод. От обыденного познания, научнок отличается рядом характеристик:
1. Принцип объективности
2. Рациональная облснованнность
3. Системность знания
4. Проверяемость
и др.
(по учебнику Боголюбова)
Из основных функций науки можно выявить мировоззренческую (формирование мировоззрения), производственную (производство благ), социальную (помощь людям), и прогностическую (способность предугадывать последствия тех или иных действий в будущем).
Различают естественные науки (физика, биология, химия...), технические (математика, информатика...), гуманитарные (лингвистика, филология....), социальные (история, политология, социология, экономика...).
Ps. Не забудьте выучить выделенные определения, темой следущего урока будет истина.