С появлением атомного оружия возникла навязчивая и опасная идея-фикс – выиграть военную кампанию несколькими точными ударами по основным промышленным центрам вероятного противника, останавливало только одно – все они находились на недосягаемом расстоянии и хорошо прикрыты мощной ПВО. Нужен был носитель с дальностью не менее 25 тысяч км и большой продолжительностью полёта. Так возникла идея создания атомного самолёта с неограниченной продолжительностью полёта и сверхзвуковой скоростью порядка 3-3.2 тысячи км/час.
Правительство СССР даёт задание создать атомную летающую лабораторию на базе Ту-95, а КБ Мясищева разработать дальний бомбардировщик с атомным двигателем. Это всё происходило в 50-е годы, когда ещё даже не было подводных лодок с атомными реакторами. За создание уникальных двигателей на атомном топливе берётся выдающийся конструктор двигателей того времени Архип Люлька.
Разрабатываемый двигатель внешне напоминал обычный турбореактивный двигатель, но тяга в нём создавалась за счёт прохождения и нагрева воздуха через атомный реактор, в обычном же ТРД струя раскалённых газов, полученных при сжигании авиакеросина, толкала самолёт. Турбореактивный атомный двигатель (ТРДА) имел два варианта исполнения: первый так называемый «коромысло» – это когда компрессорный вал находится вне реакторной зоны, второй – вал компрессора совпадает с осью реактора. Второй вариант был предпочтительней, но и сложнее. Такой соосный вариант обеспечивал меньшие размеры двигателя, но для него нужны были высокопрочные материалы, выдерживающие большие температуры.
Приняли решение разработать на базе сверхзвукового бомбардировщика М-50, созданного КБ Мясищева, атомный самолёт М-60 с двигателями на основе керамического реактора. Машина со взлётным весом 250 тонн, должна была иметь дальность порядка 25 тысяч км, подниматься на высоту до 20 км и поддерживать скорость на крейсерском режиме не менее 3 тысяч км/час.
Макет ядерного бомбардировщика выглядел весьма необычно, поражало отсутствие обычной кабины экипажа, она была заменена внутренней свинцовой капсулой для всего экипажа, поскольку воздух проходил через реактор и был радиоактивным. Система жизнеобеспечения вырабатывала смесь для дыхания при помощи газификаторов и подавалась в отсек лётчиков под наддувом, который делал невозможным проникновение наружного воздуха.
Наблюдать наружную обстановку можно было при помощи перископа, теле и радиолокационных экранов. Система катапультирования включала контейнер с креслом, защищённые стенкой с 50- миллиметровой толщиной из свинца. Вес такой капсулы составлял 25% от общего веса самолёта.
Машин была оборудована автоматической системой навигации и пилотирования, включаю обнаружение цели и заход на неё и, естественно, взлёт и посадку на автомате.
По логике вещей было понятно, что самолёт может и без экипажа выполнить поставленную задачу, что давало возможность уменьшить диаметр фюзеляжа на 3 метра и сократить длину корпуса на 4 метра, поскольку машине больше была не нужна 60-тонная капсула для членов экипажа. Однако командование ВВС считало, что беспилотный самолёт будет более уязвим в конкретной обстановке и не в состоянии выполнить нужный маневр.
Не менее сложным был и наземный комплекс обслуживания атомных самолётов, отдельно хранились ядерные двигатели, их ставили на машину непосредственно перед полётом. Всё обслуживание было автоматизировано, но несмотря на это, радиационное загрязнение было настолько велико, что двигатели после демонтажа хранились отдельно на специальной площадке ровно два года.
Для атомных самолётов нужны были взлётно-посадочные полосы с бетонным покрытием полуметровой толщины, ясно, такие инженерные сооружения в случае военного конфликта станут лакомой добычей для неприятеля. Поэтому параллельно с разработкой самолёта М-60 шла работа над созданием атомного гидросамолёта.
Сверхзвуковой атомный морской М-60М должен был иметь продолжительность полёта более суток, имея боевую нагрузку 18 тонн и выдерживая высоту 15 км – это делало возможным решать задачи на нанесение удара предполагаемому противнику на его территории. Однако, расчеты радиационного предполагаемого фона мест стоянок этих самолётов как наземных, так и морских были вне разумных пределов и проекты решено было закрыть.
Как решена была впоследствии задача с атомными самолётами, читайте в продолжении статьи «Атомные монстры 50-х годов – 2».