Питерской бывает не только погода. В часы-пик город встает на 8-9 балов по «Яндексу», но магистрали с аномальным трафиком могут стоять когда угодно. Начнем «отвратительную пятерку» с кольцевой автодороги (КАД, А118). Итоги антирейтинга подведем в последнем тексте, который также выйдет в декабре, но у КАДа все шансы его возглавить. Во-первых, объездная собирает самые протяженные в городе пробки длиной до 10-15 км. Во-вторых, застрять можно в любое время суток, за исключением ночных часов.
А118 замкнули в кольцо к 2011 году, и с тех пор ремонтируют. Практически сразу магистраль получила одну из своих главных своих неприятностей — колейность. Дело в том, что в городе действуют ограничений на проезд тяжелого транспорта, а здесь его нет. В то же время запрещено движение пешеходов, велосипедистов, мопедов.
Страшнее чем КАД вечером может быть только КАД утром. Лучше доверять онлайн-навигатору и съезжать при первой возможности, если глухая пробка все-таки образовалась. Заезжать на КАД, не сверившись с навигатором, не рекомендуется в принципе. Исключение — период с 01.00 до 06.00.
Факты:
Общая длина КАД — более 142 км, с учетом дамбы. Основная часть расположена на территории города. Скоростной режим — не более 110 км/ч. Самая широкая часть — от пр Культуры до Таллинского шоссе (участок с максимальной загрузкой, 8 полос в обе стороны), самая узкая — от пр Энгельса к Приморскому шоссе (загружена, когда из города едут в сторону Выборга или Курортного района, 4 полосы).
График пробок:
Утро. С 8.00 до 11.00 в будни участок от пр. Культуры до Таллинского шоссе стоит в одних и тех же местах: на въезде на Большой Обуховский мост, в местах съездов на КАД, на сужениях из-за ремонтных работ. Однако если ремонт закрывает сразу несколько полос, длительность утренней пробки увеличивается, даже днем можно простоять полчаса и больше. Длина пробок часто превышает 10 км. Особенность: в утренние часы внутренний участок (с севера на юг) загружен сильнее.
Вечер. С 17.00 до 21.00 в будни. Эти пробки отличаются от утренних только тем, что машин, как правило, чуть меньше, так как трафик более «размазан». Многие рассчитывают свой рабочий день таким образом, чтобы в эти часы на кольцо не заезжать. В вечернее время наблюдается обратная динамика: пробка серьезнее на внешней стороне КАД (с юга на север).
Ремонты:
Практически круглогодично, за исключением пика зимних холодов (январь-февраль) на кольце идет ремонт различных участков,— надо проверять, сколько полос и где закрыто. Допустим, если на самом широком участке, где по четыре полосы на каждое направление, закрыто две в одну сторону, то в ночные часы или по выходным там проезжаешь с минимальным затруднением. В часы пик такой участок может отнять целый час. Перекрытия могут быть и зимой, но носят менее серьезный характер (обычно на одну полосу). В это время года бичом КАД становятся аварии из-за скользкой дороги и высокой колейности.
Хотя официальная кампания по ремонту дорог-2018 завершилась в конце ноября, КАД продолжали ремонтировать и позже — в частности, до 15 декабря шли работы на пр. Культуры, в начале декабря ограничения действовали в районе съезда у Дачного пр. Сложнее всего горожанам пришлось в начале сентября, когда ремонт на самом широком участке продолжался, а трафик с началом учебного года вырос в разы. На КАДе запросто можно было простоять 1 час 10 мин. до ближайшего съезда, а пробка растягивалась на 7-15 км.
Вот так выглядели заголовки городских СМИ этой осенью: "В туманных пробках петербуржцы шли по обочинам и делились едой".
Альтернативы:
Добраться из одного конца города в другой можно не только по КАДу или через город. В Петербурге построен Западный скоростной диаметр — первая в России платная внутригородская магистраль, которая соединяет трассу Скандинавия на севере и пересечение пр.Народного ополчения и Предпортовой ул. на юге.
Необходимость строительства магистрали, которая бы разгрузила подъезд к порту и позволила свободнее перемещаться с севера на юг, стала понятна в середине 60-х. Первый участок ввели в эксплуатацию в 2008, соединив морской порт и пр. Стачек. В 2016 завершилось строительство центрального участка, что дало возможность объезжать перегруженный центр и Васильевский остров.
Стоимость проезда — от 100 до 200 руб. для легкового транспорта за один участок в дневные часы, оплата транспондером экономит до 40%.
Эффективность дорожной системы в Петербурге постоянно подвергается сомнению (географические особенности, узкие улицы, неширокие проспекты), но, очевидно, что без ЗСД ситуация была бы в разы хуже.
Перспективы:
На стадии проектирования до сих пор находится другая внутригородская артерия, Восточный скоростной диаметр или «Восточная хорда» (ВСД). Окончательный вариант городские власти должны утвердить к весне 2019. Планируется, что ВСД пройдет почти перпендикуляром от морского порта к границе с Ленобластью в районе Кудрово — то есть, свяжет ЗСД и КАД через город. Длина хорды — около 22 км, ориентировочная стоимость проекта — 77 млн руб.
Куда более туманны планы по строительству КАД-2, которая должна по территории Ленобласти соединить «Северное полукольцо» с «Южным» (это две бывшие военные дороги). Данный проект интересен с точки зрения новых возможностей для объезда города, конкретных сроков по нему нет.