Найти тему
Блог яхтсменов

Какой сонар выбрать для катера

Оглавление

Сонар, он же гидролокатор,является своего рода глазами для капитанов водных и подводных судов. Его основное назначение — отображение объектов, находящихся под водой, посредством акустических волн . Принцип действия сонара можно сравнить с эхолокацией летучих мышей с той лишь разницей, что животные посылает ультразвук в пространстве по воздуху, а сонар — в толще воды.

Звуковые волны, излучаемые гидролокаторами, могут быть как высокочастотными, так и низкочастотными. Основное их отличие в том, что что последние передают достоверную картинку не только в пресной, но и в соленой воде, чем высокочастотные модели хвастаться не могут. Связано это с тем, что звук на высоких частотах более восприимчив к рассеиванию волн. То есть чем ниже частота звука, тем меньше его восприимчивость к отражению.

По своему принципу действия гидролокаторы делятся на активные и пассивные:

  • Активные используют отражённый или рассеянный подводным объектом сигнал, излучённый в его сторону гидролокатором;
  • Пассивные позволяют находить объект по тем звуковым сигналам, которые он издает сам. Такой метод имеет другое название — шумопеленгование.

Виды сканирования

Первые гидролокаторы были предназначены для подводных судов, поэтому звуковые волны были направлены строго по вертикали. То есть устройство отображало, что происходит сверху, но впереди лежащие мели и другие объекты он не «видит».

С развитием технологий на смену им пришли более совершенные устройства — сонары с передним и боковым обзором. В первом случае антенна посылает сигналы прямо перед судном до самого дна, также захватывая область под судном. Получившаяся картинка дает четкое представление об объектах, находящихся прямо по курсу катера, а также передает рельеф дна. Такие устройства используют как для отображения имеющихся препятствий впереди судна, так и скопления рыб во время спортивной или профессиональной рыбалки на большой воде.

Сонары с боковым обзором, как понятно из названия, сканируют толщу воду справа и слева от судна. Большинство современных производителей совмещают в своих гидролокаторах все три технологии обзора.

Устройства, сканирующие не только толщу воды, но и само дно, называют эхолотами. 
Устройства, сканирующие не только толщу воды, но и само дно, называют эхолотами. 

Методы обзора

  • Последовательный обзор ведется только в горизонтальной или вертикальной плоскости, при этом луч перемещается в пространстве последовательно. Луч «задерживается» на каждом объекте, записывает полученную информацию. Когда таким образом обследован весь сектор, формируется статичная картинка. Именно поэтому процесс обзора каждого отрезка пути занимает достаточно долгое время — до 15 секунд. Как итог — объем получаемой информации весьма ограничен, однако для яхтинга и рыбалки этого вполне достаточно. Те же, кто хотят все и сразу, используют устройства с параллельным обзором;
  • Параллельный обзор ведется с помощью нескольких лучей одновременно, при этом изображение постоянно меняется, отображая картинку в реальном времени. Ключевая особенность таких моделей — выстраивание трехмерных моделей.
Установка датчиков
Установка датчиков

Датчики гидролокаторов могут устанавливаться как снаружи корпуса, так и внутрь. Рассмотрим основные места крепления:

  • На транец. Стандартное место размещения. Основное преимущество — датчик никогда не перегреется, так как находится в воде, которая его и охлаждает. Основное его преимущество в относительно невысокой цене и удобной установке. Из недостатков можно указать то, что выступающая за корпус часть может зацепить за траву и сломаться, поэтому такие модели не рекомендуют для высокоскоростных катеров;
  • Внутри корпуса. Датчик работает только на стеклопластиковых катерах с предварительной подготовкой места. Что она в себя включает: зачистка рабочей поверхности, ее обезжиривание и крепление датчика на специализированный клей под необходимым углом. Так как сигнал на своем пути контактирует с корпусом катера, существует некоторый процент потери данных и снижение детализации картинки;
  • На днище. В этом случае используют врезные модели, изготавливаемые из различных материалов и разной формы. Такие датчики станут идеальным решением для высокоскоростных катеров, так как гребные винты и мотор не будут создавать помех. Разновидностью подобных моделей является датчик с наклонным элементом. Главное его преимущество состоит в том, что он позволяет компенсировать килеватость судна, обеспечивая максимальную производительность и четкую картинку. Устанавливаются такие датчики через врезное отверстие, непосредственно контактируя с водой.

Выбирая гидролокатор для катера, опирайтесь на технические характеристики как самого катера, так и сонара. В случае, если вы не знаете, какую модель выбрать, лучше всего будет проконсультироваться со специалистами.

Следите за нами на нашем сайте, подписывайтесь на обновления в "Вконтакте" и "Instagram".