Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Что не так с картиной "Княжна Тараканова"?

Знаменитое полотно Константина Флавицкого, посвященное гибели заключенной в тюрьму самозванки во время наводнения, было создано в 1864 году и стало одной из самых известных русских картин на историческую тему. Что в ней неправильно?

Полотно в Третьяковской галерее
Полотно в Третьяковской галерее

1. ВРЕМЯ

Арестантка, похищенная из Европы Орловым (см. "Царская охота"), действительно в Петербурге размещалась в Петропавловской крепости. Однако она умерла в конце 1775 года (это подтверждается не только документами, но и тем, что через три недели были освобождены ее спутники).

А наводнение, изображенное на картине Флавицкого случилось только в 1777 году.

Мраморная плита под аркой Невских ворот Петропавловской крепости, на которой отмечен уровень подъема воды в 1777 году - 321 см выше ординара
Мраморная плита под аркой Невских ворот Петропавловской крепости, на которой отмечен уровень подъема воды в 1777 году - 321 см выше ординара

2. МЕСТО

Когда самозванка, которой было около 25-35 лет (дату своего рождения она так и не назвала), вместе со своей неcчастной свитой была привезена в Петропавловскую крепость, первоначально их всех поместили в казематы Алексеевсего равелина. Это было в мае 1775 года.

Однако уже через несколько дней пребывание в холодном помещении так ухудшило самочувствие княжны Таракановой, что ее перевели в более комфортное помещение - в подвал дома коменданта. Вероятно, художник не знал этого факта, и поэтому писал именно казематы равелина.

Фото одного из ревелинов крепости, узнаваемое окно частично закрыто
Фото одного из ревелинов крепости, узнаваемое окно частично закрыто

3. ПЛАТЬЕ

Следователям действительно хотелось выяснить, кто она такая (вдруг реально императорская дочь?!), и они старались в меру сил поберечь ее здоровье для дальнейших вопросов. Но их усилия были напрасными: у женщины открылись симптомы чахотки (туберкулеза), и в декабре того же года она умерла.

Тем не менее, на картине Тараканова изображена в виде, не согласующемся с этими сведениями и банальной логикой. На ней парадное платье с огромным декольте и голыми плечами - разве арестантов не переодевали? Разве больную, о здоровье которой заботятся, не одели бы потеплее? Платье выполнено из красного бархата: на первоначальной версии картины оно вообще идеально чистое; на финальной, более мрачной, его состояние не так бросается в глаза.

Первая версия картины
Первая версия картины

Однако идеально белая нижняя юбка из сверкающего атласа на итоговой картине прямо сверкает! Понятно, что художнику это нужно, чтобы эффектно срифмовать блеск ткани со светом из окна, но домохозяйки в этот момент скептически хихикают. Продержись в таком виде две недели хотя бы! Но точно не годы.

-5

Почему у заключенной отобрали шарфики и шали, оставили ее с голой хрудью? Но при этом халтурщики-тюремщики не позаботились о том, чтобы отобрать у самозванки жесткий корсет, в котором, как известно, китовый ус, и всякие там твердые детали. Неужели в 18 веке у заключенных не отбирали опасные предметы? Причем странное дело - фижмы-то из юбки у бедной девушки эти тюремщики вынули!

А может, дело просто в том, что Флавицкий не озаботился изучить вопрос, как выглядело модное платье 1770-х годов?...

-6

С другой стороны, исторически точное платье семидесятых годов сделано на таком жестком каркасе, что не может лежать драматическими складками, эффектно спадать с плеч, ну и вообще, выглядеть романтично.

ЗАЧЕМ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

Дело в том, что Флавицкий писал свою картину в 1860-х годах, когда в Российской империи обострялась политическая ситуация. И словосочетание "Петропавловская крепость" ассоциировалась у либеральной публики в первую очередь с молодыми революционерами, которых туда заточили. Писать картины про этих современников, конечно, было нельзя.

Но даже выбор романтической фигуры прекрасной женщины не так однозначен: ее же туда Романовы заточили, то-то!!! А она ни в чем не виноватая была, просто хотела красиво жить.

Е. Горовых. "Чернышевский пишет роман 'Что делать?' в Алексеевском равелине", 1953
Е. Горовых. "Чернышевский пишет роман 'Что делать?' в Алексеевском равелине", 1953

Александр II распорядился в каталоге академической выставки "против произведения Флавицкого "Княжна Тараканова" сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего исторической истины". Официальные круги приняли картину неприязненно. А в демократическом стане отнеслись к ней восторженно, ведь она вызывала "правильные", освободительные ассоциации, намекала на недозволительное, плохой поступок Романовых (в лице Екатерины Великой, отдавшей приказ об аресте).

Поэтому, хотя Академия Художеств высоко оценила полотно, и дала Флавицкому за нее положенные регалии, купить картину в государственный музей никто не рискнул. Приобрел ее Третьяков, который был сам себе хозяин.

Так что это картина отнюдь не про прекрасную "принцессу", гибнущую от козней врагов, оказывается...

***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.