Практически все начинающие предприниматели знакомы с таким понятием, как «бизнес-план». Он нужен для прогнозирования желаемого результата и расчетов всех вложений, затрат и прибыли. Поэтому многие, кто хочет открыть бар, знают, что такой документ в этом деле просто необходим. А вот как правильно составить бизнес-план для открытия бара, и в чем заключаются его особенности, знает не каждый. Именно об этом пойдет речь в данной статье.
Бары и их типы
Прежде чем вплотную заняться составлением бизнес-плана для своего будущего бара, следует определиться: какой бар вы хотите открыть? Ведь бар – это заведение, связанное с общепитом, продажей алкогольных и безалкогольных напитков. Его особенность заключается в специальном обслуживании посетителей за оборудованной для этого стойкой, которая называется «барной». Хотя современные бары сейчас совмещают специфический сервис за барной стойкой вместе со столиками, размещенными непосредственно в зале или на открытой уличной площадке.
Для того чтобы определиться с типом открываемого заведения такого уровня, нужно разобраться в классификации. Специалисты разделяют все бары по функциональным признакам:
- По классу обслуживания:
- люкс (должны содержать особенное художественное оформление интерьеров залов, иметь высокий уровень содержания, разнообразный ассортимент товаров – напитков и блюд, оснащены качественной посудой – мельхиоровой, фарфоровой, хрустальной, фирменные меню и спецодежду работников с логотипами заведения);
- высшего уровня (отличительные особенности – оригинальность интерьера, удобная мебель, добротные столовые приборы и посуда, оснащение эмблемами и логотипами бара, хороший подбор напитков и закусок к ним);
- первого класса (оформление помещения выполняется в едином стиле с наружным экстерьером здания, простые в приготовлении коктейли и закуски, небольшой штат персонала).
- По ассортименту предлагаемых напитков:
- винный;
- пивной (пабы);
- коктейль бар;
- гриль-бар;
- кофе-бар;
- десерт-бар.
- По предлагаемым развлечениям:
- спорт-бар (для просмотра футбольных матчей и других спортивных передач);
- караоке-бар (для пения песен типа «караоке», может дополнительно оснащаться эстрадой);
- лаунж-бар (для отдыха посетителей, которые предпочитают легкую ненавязчивую музыку и спокойное общение между собой);
- диско-бар (для любителей потанцевать, в помещении обязательно должен быть оборудован специальный танцпол);
- пул-бар (организован в зоне бассейна – рядом, в центре и т. д.).
Понятно, что в зависимости выбранного типа бара и его функциональных особенностей, придется оборудовать помещение, нанимать обслуживающий персонал и разрабатывать меню. А это отразится на общей стоимости затрат, которые являются обязательными перед началом работы заведения.
Основные этапы составления бизнес-плана бара
При составлении любого бизнес-плана следует уделять внимание таким ключевым моментам:
- Цели и тактику деятельности заведения, как на период окупаемости, так и на более длительное время.
- Рынок сбыта и целевую группу потребителей.
- Занимаемое место на местном рынке сбыта однотипных заведений.
- Ассортимент предлагаемых напитков, блюд и товаров.
- Объем всяческих издержек (как производственных, так и непроизводственных).
- Маркетинговая политика установки цен.
- Рекламные акции.
- Баланс между реальными возможностями заведения и поставленными задачами.
Это все должно подтверждаться расчетами в виде смет, калькуляций и графиков. Обязательным является оформление патентов, свидетельств, лицензий, устава, проектов различных договоров с поставщиками и другой подобной сопровождающей документации.
Разрабатывая бизнес-план, следует знать, что любая информация, касающаяся уникальности и оригинальности идеи, относиться к коммерческой, поэтому ее разглашение может нанести существенный урон всему предприятию.
Пример бизнес-плана бара
Эксперты разрабатывают множество оригинальных бизнес-планов, которые позволяют открыть бар в любом населенном пункте нашей страны. Поэтому, если вы боитесь ошибиться в расчетах или прогадать с оригинальностью идеи, имеет смысл обратиться к квалифицированным специалистам, которые за небольшое вознаграждение просчитают вам и расходы, и доходы, и окупаемость будущего заведения.
В случае если вы решили самостоятельно разработать бизнес-план своего будущего бара, то можно воспользоваться общими рекомендациями:
- Обработать общую информацию:
- численность населения населенного пункта, предполагаемая доля будущих посетителей вашего заведения;
- место расположения (например, в развлекательном центре, в цокольном этаже здания, в отдельном здании и т. д.);
- площадь помещения;
- максимальная вместимость посетителей;
- режим работы (дневной, ночной, круглосуточный);
- штат работников (квалифицированных специалистов, подсобных рабочих, охранников);
- вложение финансов (кредитные или заемные средства, личные денежные вклады);
- возможная и предполагаемая сумма затрат.
- Значимость заведения для инфраструктуры населенного пункта:
- вакантные рабочие места;
- развлечение определенной целевой аудитории населения российских граждан (например, от 18 до 50 лет);
- пополнение городского бюджета за счет налоговых отчислений.
- Документальное оформление бара (самый простой способ – статус ИП, а также необходимые обязательные разрешения для общепитовского заведения в пожарной службе и СЭС).
- Детализация основного оборудования и мебели:
- барная стойка;
- витрины разного плана;
- стеллажи;
- столы;
- стулья и диваны;
- посуда (стаканы, бокалы, креманки, тарелки, столовые приборы);
- электрические приборы (блендеры, кофе-машины, соковыжималки и т. д.).
- Покупка или постройка здания, арендная плата за съем помещения в уже готовом строении.
- Косметический ремонт и оригинальное оформление интерьера.
- Закупка базового ассортимента напитков и продуктов для приготовления закусок и заключение договоров с постоянными поставщиками.
- Подбор штата и расчет заработной платы для персонала (бармены, администратор, официанты, повар, посудомойщица, бухгалтер, охранник).
- Финансовые показатели:
- объем чистого дохода (среднемесячный и за весь год);
- основные месячные затраты предпринимателя (выплата заработной платы работникам – 35%, страховые отчисления в ПФР и ФСС, арендная плата за помещение и пользование коммунальными услугами);
- выручка с продаж;
- себестоимость реализации товаров и услуг;
- рентабельность (чаще всего цифра колеблется в районе 25-30%);
- сроки окупаемости (от 2 до трех лет).
Специалисты предлагают включать в бизнес-план бара еще и расходы на рекламу и различные скидочные акции. Затраты по таким расчетам составят около 2-3 миллионов рублей.